О тех, кого спасло сердце Ford. De Tomaso и Qvale.

В 1976 году Алехандро де Томасо почувствовал себя столь уверенно, что выкупил у Citroen другую легендарную марку – Maserati. Под крылом молодой компании из Турина в линейке Maserati появились спорные, но успешные модели Biturbo, Maserati Chrysler TC и Quattroporte III.

В 1970 году в De Tomaso создали лакшери-седан Deauville, на базе которого позже был построен более доступный и известный Quattroporte III. Это был по-настоящему роскошный седан, поспорить с которым, среди европейских автомобилей, мало кто мог. Сюда устанавливался тот же фордовский V8 что и в спорткар Pantera, развивающий 300 л.с. и разгоняющийся до 230 км/ч. Было выпущено всего 244 таких автомобиля, один из которых – в кузове универсал – Алехандро создал для своей супруги, и два бронированных – для итальянского правительства и для Бельгийской Королевской Семьи. Дизайн принадлежит Тому Тьярда, приложившего руку почти к каждому De Tomaso.

На укороченной базе Deauville в 1972 году было выпущено роскошное купе De Tomaso Longchamp, призванное конкурировать с двухдверными автомобилями представительского класса. На сегодняшний день, конечно, такие амбиции выглядят несколько странно, учитывая передние фары и поворотники от бюджетного Ford Granada. Однако под капотом тут всё тот же V8 Cleveland, объемом 5,8 литров и мощностью 330 л.с., разгоняющий Longchamp до 240 км/ч. По 1989 год было выпущено 409 таких автомобилей, включая кабриолеты. Несмотря на то, что у подшефной Maserati была своя линейка двигателей V8, De Tomaso оставались верны моторам Ford.

Еще один выдающийся спорткар, связанный с маркой De Tomaso, с непростой, но очень интересной судьбой, известен аж под тремя именами, являясь, по сути, одним и тем же автомобилем – De Tomaso Biguá, он же De Tomaso Mangusta, он же Qvale Mangusta.

В 1993 году к проблемам с продажами De Tomaso Pantera добавилось еще и ухудшившееся здоровье основателя компании. Однако Алехандро не сдавался, и, придя в себя после инсульта, продал компанию Maserati концерну Fiat, предварительно переманив к себе технического директора, которому и поставил задачу создать автомобиль, который «вытащит» De Tomaso из кризиса. Тот поддержал сложившуюся традицию использовать мощные атмосферные V8, но на этот раз предложил создать переднемоторный автомобиль, подобный впечатлившему его TVR Griffith.

Донорским сердцем должен был стать Ford Modular 4.6, однако в Ford не поддержали это начинание, двигатель только появился, и в компании еще не были готовы продавать его. De Tomaso по проторенной дорожке направился в Австралию, однако и там затея потерпела фиаско. Когда же начались переговоры с Holden, в Ford одумались и дали добро на поставки Modular своему давнему клиенту. Для создания качественного современного автомобиля был проведён несвойственный для итальянцев объём работы с привлечением самых лучших инженеров и дизайнеров. Над кузовом, в частности, работал маэстро Марчелло Гандини, создавший облик легендарных Lamborghini Countach, Miura, Bugatti EB110, Lancia Stratos и BMW 5-й серии первого поколения. «Фишкой» новой модели стала уникальная крыша «roto-top», благодаря которой автомобиль мог быть обычным купе, таргой или кабриолетом.

Первый образец De Tomaso Biguá был показан в Женеве в 1996 году. Проблемой стало финансирование. Дела у компании шли уже так себе, Алехандро Де Томасо обращался за поддержкой к Итальянскому правительству, но получил её только от семьи Квель, которая долгие годы занималась импортом De Tomaso в Штаты. Те согласились финансировать производство при том условии, что автомобиль будет называться De Tomaso Mangusta. В 1997 году, в Модене была открыта новая компания, специально для производства этого автомобиля - Qvale Modena SpA. Производство началось в 2000 году. Достаточно скоро финансовые разногласия между Квель и Де Томасо привели к переименованию спорткара в Qvale Mangusta. Именно под этим именем автомобиль наиболее известен на североамериканском рынке, где в основном и продавался. До 2002 года было выпущено 284 экземпляра. Фордовский V8 тут выдавал 320 л.с. преодолевая сотню за 5,3 секунды и развивая 260 км/ч.

Кроме того, в 2001 году, Квель, за 7 млн. фунтов стерлингов продали право использовать ту же платформу для автомобилей британской марки MG. В 2003 году они начали выпуск модели XPower SV. Несмотря на то, что от первоначального дизайна мало что осталось, а в MG избавились от фирменной крыши и добавили свои узнаваемые черты, силуэт остался прежним, как и силовая установка. В базовом исполнении MG XPower SV показывал ровно те же характеристики, что и Qvale Mangusta, однако были версии и с доработанными двигателями, мощность которых достигала уже 385 л.с., скорость превышала 280 км/ч и 5 секунд до 100 км/ч. MG за два года продали всего 82 автомобиля, причем почти все были произведены на заказ.

К сожалению, этот по-настоящему выдающийся автомобиль появился в неподходящий момент, и стал роковым для этих трёх автомобильных марок: De Tomaso, Qvale и MG. Однако к последней марке, британскому MG, мы еще вернёмся в следующей статье цикла о донорстве двигателей Ford.