О тех, кого спасло сердце Ford. Duratorq.

05.08.2017

При всей обширности семейства европейских четырёхцилиндровых моторов, чего-то более впечатляющего и культового, чем Kent, создано более и не было. Это были обычные двигатели для обычных автомобилей. Удачные и удобные в повседневной эксплуатации, они редко становились достаточно интересными для использования в автомобилях, не связанных с компанией Ford.

Однако, на всякий случай, напомню, что статья, в первую очередь, о серийном донорстве двигателей Ford в автомобили других марок.

В начале XXI века чрезвычайно популярным стало семейство дизельных двигателей, разработанных в Английском подразделении Ford, получивших название Duratorq. В это семейство входит 14 двигателей разных объемов и характеристик, которые можно встретить на самых разных автомобилях.

Самый младший двигатель этой серии, известный как «Tiger» – рядный четырёхцилиндровый мотор, объемом 1,4, 1,5 и 1,6 литра, был разработан совместно с концерном Peugeot/Citroën. По этой причине его можно встретить более чем на 40 моделях разных годов, выпущенных этими компаниями.

Выпускается он с 2000 года, и в разных вариантах встречается еще и на автомобилях Mazda 2, Mazda 3 (Ford является акционером компании). В период владения FoMoCo компанией Volvo они устанавливались и на C30, S40, V50, S60,V60, V70, S80. После продажи марки Volvo китайской корпорации, установка этих двигателей не прекратилась. Этот же мотор устанавливался в Suzuki Liana, Suzuki SX4 и MINI Cooper.

Уровнем выше в этом семействе моторов находится «Puma», объемом 2,0, 2,2 и 2,4 литра. Двигателем 2,0 и 2,2 литра комплектовались Jaguar X-Type, показывая 128 и 153 л.с. соответственно. Также 2,2л. устанавливался на легендарный Land Rover Defender и японский пикап Mazda BT-50, который, по сути, является более известным нам Ford Ranger. Двигатель 2,4 устанавливался лишь на коммерческие фургоны, Land Rover Defender и еще одну легенду – Лондонский Кэб.

Еще одна совместная разработка в линейке Duratorq силами Ford и Peugeot/Citroën увидела свет в 2003 году. 2,0 литровые моторы можно встретить на тех же моделях Volvo, а 2,2 – на Range Rover Evoque, Land Rover Discovery Sport, Freelander 2.

Немного нарушив хронологию, перейдём к еще одной совместной разработке дизельных моторов, в которой приняли участие уже три концерна: Ford, Peugeot/Citroën и Jaguar Cars. Всем трём компаниям нужен был дизельный двигатель для автомобилей высшего класса. Новые V6 и V8 получили собственное имя Lion, однако также были включены в семейство Ford Duratorq.

Первым, в апреле 2004 года, свет увидел мотор объемом 2.7 литра. Его можно встретить лишь за одной радиаторной решеткой с голубым овалом – австралийского кроссовера Ford Territory. В основном, они устанавливались на Citroën C5, Citroën C6, Jaguar S-Type, Jaguar XF, Jaguar XJ, Peugeot 407, Peugeot 607, Land Rover Discovery 3, Range Rover Sport.

Инженерами, участвовавшими в создании двигателя, был применен 60˚ угол развала цилиндров. Также ими было предложено использование одной или двух турбин. Сам же мотор был спроектирован по классической схеме – чугунный блок цилиндров и алюминиевые головы с четырьмя клапанами на цилиндр. На Land Rover устанавливался один турбонагнетатель для более удобной эксплуатации в условиях бездорожья и буксировки грузов. Для автомобилей этой марки также была изменена система вентиляции двигателя, дабы тот не перегревался на низкой скорости в условиях высокой температуры, а также был установлен другой масляный поддон со множеством перегородок, необходимый для поддержания необходимого давления при больших кренах. На покой этот двигатель был отправлен в декабре того же 2004 года и встречается теперь достаточно редко.

Пришедший ему на смену 3,0-литровый мотор отличался двумя последовательно включающимися турбинами – меньшая работает до 2800 оборотов, затем подключается вторая. Для Land Rover использованы те же доработки, что и на 2,7л. двигателе, плюс «мозги» запрограммированы на использование низкокачественного топлива. Примечательно, что этого двигателя нет ни на одном автомобиле марки Ford, хоть он и собирается на фабрике компании в Лондоне. Зато его можно встретить на Jaguar XF, Jaguar XJ, Range Rover Sport и Range Rover. С таким двигателем Jaguar XJ, к примеру, разгоняется до 100 км/ч за 6,2 секунды. Максималка ограничена 250 км/ч. Его мощность равняется 271 л.с., а крутящий момент – 600 Н/м.

Самым солидным агрегатом в семействе дизельных Duratorq и линейке Lion стал V8 объемом 3,6. Он выпускается на том же заводе Ford и устанавливается только на Range Rover и Range Rover Sport. Чугунный блок с развалом 90˚, алюминиевые головы, 4 клапана на цилиндр, две турбины. Выдаёт он 270 лошадей и 640 Н/м. крутящего момента.

Конечно, есть еще и двигатели EcoBoost, которые оказались столь удачны, что устанавливаются во многие современные автомобили, но о них мы уже говорили подробно.

Фактически, вот таким образом, мы плавно закрыли тему четырёхцилиндровых моторов Ford, очутившихся под капотами автомобилей других марок и перешли к более серьезным агрегатам - сначала шести-, а затем восьми-, десяти- и двенадцатицилиндровым.