О тех, кого спасло сердце Ford. Shelby Cobra

Вот мы и подобрались к самым впечатляющим донорствам фордовских органов – горячим и могучим V8.

Как я уже рассказывал, первый серийный V8 стал заслугой именно Ford, легендарный flathead сегодня можно обнаружить под капотом хот рода любой марки. Но так как цикл статей о путешествиях моторов Ford в серийные автомобили, пока не будем отклоняться от темы.

Кэрролл Шелби и Стив Мак Куин у AC Cobra mk I
Кэрролл Шелби и Стив Мак Куин у AC Cobra mk I

Безусловно, самым известным автомобилем, получившим фордовский V8, стал AC Cobra, более известный как Shelby Cobra. С него и начнем. Когда Кэрролл Шелби завершил гоночную карьеру и, основываясь на личном опыте, решил начать производить собственные спортивные автомобили, он обратился в британскую компанию AC, чтобы те построили ему кузов AC Ace под установку V8, и в компанию Chevrolet, где рассчитывал получить двигатель для нового родстера. В AC с энтузиазмом принялись за выполнение заказа, а вот в Chevrolet инициативу Кэрролла недальновидно не одобрили, опасаясь, что новый автомобиль составит конкуренцию Corvette. Разумеется, после отказа Шелби отправился в компанию Ford, где ему с радостью выделили новый V8 семейства Windsor, объемом 4,2 литра, дополнительно доработанный для снятия с него большей мощности. Всего за один месяц 1961-го года кузов был переделан под нужды отставного гонщика и отправлен в США самолётом для испытаний. Основной задачей было расширить переднюю часть AC Ace таким образом, чтобы под капотом вместо рядного, поместился габаритный V8 Windsor.

Кэрролл Шелби остался удовлетворён результатом и, сертифицировав AC Cobra для дорог США, начал воплощать свой план по «избиению Corvette», в жизнь. Последующие автомобили прибывали морем, на них уже в Лос-Анджелесе устанавливались двигатели и коробки передач, а также устранялись последствия транспортировки. Инженеры AC, в свою очередь, постоянно совершенствовали конструкцию, улучшая развесовку и управляемость. Шелби же тоже не стоял на месте – установив на первые 75 автомобилей мотор объемом 4,2л. он переключился на 4,7-литровые агрегаты. Шелби знал своё дело – Cobra за три года американской гоночной серии USRRC проиграла всего одну(!) гонку.

Наконец, на энтузиазм мистера Шелби обратили внимание в штаб-квартире Ford и предложили всяческую поддержку в разработке нового поколения автомобилей. Были переработаны кузов, рама и подвеска и установлен 7,0-литровый мотор фордовского семейства FE, с которым дорожная версия при мощности 425 л.с. разгонялась до 260 км/ч, а гоночная – при 485 л.с. до 300 км/ч. Автомобиль не стал коммерчески успешным, однако с биг-блоком их было выпущено всего 348 экземпляров и сегодня средняя цена дорожного варианта Shelby Cobra с таким двигателем с лёгкостью приближается к отметке 2 000 000 $.

Shelby Daytona
Shelby Daytona

Самыми запоминающимися творениями компании стали 6 автомобилей Shelby Daytona – специально разработанные купе на базе AC Cobra. Несомненным недостатком в гонках, для Cobra была посредственная аэродинамика родстера. Новый кузов отлично решал эту проблему, и Shelby Daytona отлично показала себя в гонках суперкаров, выиграв в своём классе ряд престижных соревнований, включая 24 часа Ле-Мана, 1000 км. Нюрбургринга и многие другие.

Super snake Кэрролла Шелби
Super snake Кэрролла Шелби

Напоследок Шелби сделал еще два, самых бескомпромиссных дорожных автомобиля Cobra, назвав их Super snake. Один он оставил себе, второй был продан и, улетев на одном из серпантинов в Атлантический океан, убил своего неумелого наездника. А личный Super snake, Кэрролл Шелби продал лишь в 2007 году с аукциона за 5 000 000$, побив на тот момент рекорд стоимости самого дорогого американского автомобиля в мире.

Всего с 1962 по 1967 год в штатах было построено 1 003 Кобры, как гражданских, так и гоночных, самых разных версий и с разными вариантами двигателей. Однако, по настоящему коммерчески успешным, первенец компании Carroll Shelby International не стал, посему, заслужив статус культового, отправился на заслуженную пенсию. В Англии AC Cobra с двигателем 4,7 выпускалась еще 2 года, правда уже под названием AC 289 (289 кубических дюймов).

Еще один достойнейший автомобиль, на который стоит обратить взор, затронув тему британского завода AC – удивительный сплав инженерных решений англичан, дизайна итальянцев и могучего американского V8 объемом 7,0 литров - AC Frua.

Автомобиль, построенный на базе AC Cobra был призван конкурировать с самыми выдающимися суперкарами своей эпохи, но был недоработан в силу финансовых трудностей компании и дорог в производстве. Посудите сами: шасси отправляли из Англии в Италию, где на него устанавливался стильный кузов, затем заготовку вновь пересылали в Англию для установки двигателя, КПП и финальной сборки.

Однако, следует признать, что в 1965-1973 среди итальянских и британских суперкаров не было автомобилей с подобным запасом мощности и крутящего момента. Достаточно просторный AC Frua разгонялся до 245 км/ч и преодолевал 100 км/ч за 5,4 секунды. Всего, был произведен 81 автомобиль, 29 из которых в кузове кабриолет и 3 с уникальными кузовами. К курьёзам, а говоря современным языком «фэйлам» модели можно отнести то, что AC Frua удивительно похожа на Maserati Mistral 1963 года, что не столь удивительно на фоне того, что дизайн обоих автомобилей принадлежит руке Пьетро Фруа. Остаётся лишь гадать, как на это согласились в AC.

В следующих статьях продолжу знакомить вас с потрясающими суперкарами, которым двигатели Ford V8 пришлись в самый раз.