О тех, кого спасло сердце Ford. Zephyr и Essex V6.

05.08.2017

Достаточно рано появившийся Flathead V8 был настолько удачен и дешёв, что в компании Ford долгое время не видели необходимости налаживать производство более компромиссного шестицилиндрового мотора. Первый рядник с шестью цилиндрами начал выпускаться серийно в США в 1941 году, также его можно встретить на австралийских автомобилях марки Ford. Кроме автомобилей концерна, серийно их больше никто не устанавливал.

В 1951 году английским подразделением Ford выпускался еще один четырехцилиндровый мотор, известный как Zephyr, достаточно популярный у упомянутых ранее небольших британских автомобильных компаний Allard, Buckler, Paramount и Reliant, однако его существование я намеренно умолчал, поскольку использовали его лишь как более доступную альтернативу моторам Consul и Cologne V4.

Ford Zephyr
Ford Zephyr

Важнее, что у этого простенького мотора был старший брат – рядная шестёрка объемом 2,2 литра. В зависимости от степени сжатия с него снимали от 68 до 71 л.с. В 1956 году его объем вырос до 2,5 литров, а встретить его можно на топовых моделях многих известных и легендарных марок тех лет.

Упомянутый ранее Reliant Sabre, комплектовавшийся в базе мотором Consul, позже стал оснащаться и шестицилиндровым Zephyr мощностью 109 л.с. и развивал максимальную скорость 180 км/ч. Было выпущено всего 77 автомобилей. В 1964 году на смену Sabre пришла новая спортивная модель - Reliant Scimitar. До 1966 года базовым двигателем для него был тот же Ford Zephyr 6.

AC Ace
AC Ace

Одна из старейших британских марок, AC Cars, решив после войны восстановить производство спортивных автомобилей, в 1953 году создали модель AC Ace – легкий спортивный родстер для двух человек, с трубчатой рамой и независимой подвеской. Единственной проблемой был старый двухлитровый двигатель их собственной разработки, созданный еще в первой половине XX века. С него не удавалось снять более 100 л.с. и разогнать автомобиль быстрее 166 км/ч. В 1961 году, в качестве опции, стал предлагаться 2,5-литровый мотор Zephyr с тремя карбюраторами Weber и доработанной ГБЦ. С такими доработками автомобиль выдавал уже 170 лошадиных сил, разгонялся более, чем до 200 км/ч и набирал 100 км/ч за 8,1 секунды. Однако, в том же году компания AC Cars обратилась к Кэрролу Шелби, в результате чего появилась легендарная AC Cobra, о которой мы в будущих статьях еще обязательно вспомним, и AC Ace, с любыми его двигателями, остался в тени Кобры. С двигателем Zephyr вышло всего 37 автомобилей, что, в свою очередь, также делает этот автомобиль раритетом. Еще более редким стал AC Greyhound – купе, построенный на базе Ace. С разными двигателями, в том числе и с Zephyr, их было выпущено всего 83 экземпляра.

В 1966 году, на смену рядному Zephyr пришел V-образный Essex V6. Он появился на свет из Essex V4 образца 1961 года, который мы не рассматривали, опять-таки по причине его установки исключительно в автомобили Ford. А вот его шестицилиндровый брат оказался достаточно востребованным и удачным мотором.

Встретить Essex V6 можно с объемом 2,5 литра, 3,0 и 3,1. Самым популярным был 3,0 -литровый. До 1971 года он выдавал 128 л.с. и 173 Н/м. крутящего момента. В 1971 году для него был разработан новый коленвал, ГБЦ и серийно стали устанавливать другой карбюратор. Степень сжатия подросла с 8,9: 1 до 9,0: 1 – благодаря этим мерам с двигателя удалось снять 138 л.с. и 174 Н/м.

Двигатель объемом 2,5л не был особо популярен, а вот мотор 3,1 смело можно внести в красную книгу, так как выпускался он лишь в 1973 году для легендарного Ford Capri RS3100, о котором я рассказывал вам ранее.

TVR 3000M
TVR 3000M

В самый раз трехлитровый Essex V6 пришелся для упомянутого в статье про двигатель Kent, TVR M Series. Спортивное купе TVR 3000M начало продаваться в конце 1972 года, затем свет увидели версии 3000S и 3000S Turbo. Легкий (950 кг.) автомобиль со стандартным фордовским мотором и четырехступенчатой механикой разгонялся почти до 200 км/ч, а отметку 100 км/ч преодолевал за 7,7 секунд.

В 1975 году TVR заказали компании Broadspeed установить на этот двигатель турбину. Те с блеском выполнили задачу и извлекли из мотора 230 лошадей против 138 штатных. TVR 3000S Turbo разгонялся до 230 км/ч и развивал сотню через 5,7 секунд.

AC 3000ME
AC 3000ME

Этот же двигатель устанавливали в AC cars на провалившуюся модель 3000ME. Концепт среднемоторного двухместного купе с поперечным расположением двигателя, пространственной рамой и стеклопластиковым кузовом был показан на лондонском автосалоне в 1973 году. К 1976 году, завод был готов начать серийное производство, планируя продавать не менее 250 автомобилей в год, однако, незадолго до запуска сборочной линии, были приняты новые правила безопасности и предсерийный образец завалил краш-тест. Еще три года автомобиль дорабатывали, дабы тот соответствовал новым нормам, однако, к 1979 году он уже морально устарел и получил такого серьезного конкурента, как Lotus Esprit. Был продан всего 71 AC 3000ME.

Gilbern Invader
Gilbern Invader

Небольшая уэльская фабрика, занимавшаяся строительством автомобилей из комплектующих всех крупных производителей Англии – Gilbern Sports Cars, устанавливала на свои модели Genie 2,5 и 3,0 –литровые, а на Invader только 3,0-литровые моторы Essex. Внешне автомобиль сильно походит на Volvo P1800. Invader стал последним автомобилем марки. Суммарный тираж Gilbern с двигателями Essex составил 800 автомобилей.

Marcos GT
Marcos GT

Не раз упомянутый британский Marcos, на разных моделях использовал мотор Essex V6. Например, он был топовым на модели Marcos GT. С ним автомобиль, известный своей деревянной рамой, развивал 190 км/ч. Мощность двигателя тут составляла 140 л.с.

Следующую статью мы начнем с Reliant Scimitar – очень харизматичного автомобиля, с нашим сегодняшним героем под капотом, а также основным действующим лицом следующей статьи – очень популярным в Европе Cologne V6.