С.Д. Тенишев. Легенда советского автоспорта

Нелегко пришлось отечественному автопрому за всю его историю. Только появился первый автомобиль – случилась Октябрьская революция, стоило наладить советский автопром – Великая Отечественная Война, после которой советским гражданам долго было не до личного автомобиля, и, тем более, автоспорта. Постепенное развитие автопрома фактически стало нуждаться в испытаниях соревнованиями, однако, советская идеология не предполагала наличия звёзд этих гонок, и, долгие годы, гонщики, рискуя жизнями и совершая подвиги на трассах во славу страны, занимали лишь жалкие строчки в сводках новостей. Думаю, что они заслужили того, чтобы мы о них знали.

Сергей Дмитриевич Тенишев был испытателем НАМИ, а участие команды в гонках преследовало цель не только победить в соревновании и завоевать командный титул, но и служило испытанием новых инженерных решений для серийных автомобилей. Когда Сергей Дмитриевич только начинал свою работу, никаких испытательных полигонов и, тем более, гоночных треков в стране еще не было. Все испытания и спортивные соревнования проводились на дорогах общего пользования. Для гонок прокладывался определенный маршрут, движение не перекрывалось, а основной дисциплиной были ралли на регулярность движения с заданной средней скоростью. Протяженность одного круга обычно равнялась 40-50 км, и таких кругов было около 10.

На подобных соревнованиях команда НАМИ конкурировала с заводскими командами ГАЗ и «Москвич», для которых соревнование также было отличной платформой для испытания новых разработок. В 1957 году были организованы первые всесоюзные многодневные гонки по маршруту Москва-Можайск-Минск-Псков-Витебск-Москва. За 52 часа экипажам в разных классах предстояло пройти весь маршрут с определенной средней скоростью, миновав 29 контрольных точек. Регламентом гонок не предполагалось остановок для отдыха, приёма пищи и ремонта, запрещалось менять вышедшие из строя детали. Но, по правде говоря, заданная организаторами средняя скорость с лихвой компенсировала строгость правил. Качество дороги было достаточно неплохим, задавалась средняя скорость 50 км/ч для автомобилей «Москвич», 60 км/ч для автомобилей «Победа» и ГАЗ-69, и 70 км/ч для «Волга» и ЗИМ. Фактически, это развязывало руки участникам и те были вольны распоряжаться отыгранным временем так, как посчитают нужным – спать, кушать, чинить автомобиль. В Москву многие экипажи приехали без штрафных баллов, потому основная борьба за места состоялась на состязании по фигурному вождению. Победителем в классе «Победа», ГАЗ-69 стал Тенишев и его штурман Васюков.

В 1958 году Тенишев, в составе первой советской команды принял участие в ралли «1000 озёр» в Финляндии. Выступали на стандартных 407-х «Москвичах» против доработанных Alfa-Romeo, Saab, Volkswagen и не ударили в грязь лицом. Из 68 стартовавших авто, до финиша добралось 47, 4 из них – «Москвичи». Единственным сошедшим стал экипаж Тенишева, тем не менее, в командном зачёте удалось завоевать третье место.

В 1959 году советская команда вернулась, и Сергей Дмитриевич показал лучший результат в команде – 33-е место, все «Москвичи» пересекли финишный створ, что вновь принесло третье командное.

Наверное, в это время и пришло решение сконцентрироваться на командных результатах. Наши автомобили не блистали гоночными характеристиками, однако показывали высокий уровень надёжности, оттого стратегической задачей стало командное превосходство, добиться которого можно было исключив сходы экипажей. В дальнейшем, на всех международных соревнованиях эта задача успешно выполнялась, и приносила советской команде высокие позиции в турнирной таблице, формируя советскому автомобилю мировой имидж надёжного и выносливого.

В мае 1959 года Сергей Дмитриевич завоевал звание чемпиона Москвы по ралли. Выступая на автомобиле «Москвич 407», он преодолел 1576 км, проходившие по территории Московской и Калужской области, и опередил 67экипажей соперников.

В июне состоялся второй чемпионат ралли СССР. Участие принимало 79 экипажей, трасса, протяженностью около 2,5 тысяч км, пролегала по территории Эстонии. Условия значительно отличались от того, что именовалось «ралли» в 1957 году. На этот раз, средняя скорость назначалась одинаковой для всех автомобилей, по ходу ралли проводились дополнительные соревнования по кроссу, кольцевые гонки и скоростные гонки на отрезках шоссе. До финиша добралось 58 экипажей, причём с минимальными штрафными баллами. Титул чемпиона СССР в классе «Москвич» заслужил Тенишев и штурман Конев.

Стремясь к уровню зарубежных соревнований, в 1960 году было организованно масштабное соревнование, претендующее на звание международного – ралли по территории стран социалистического лагеря «За Мир и Дружбу» протяженностью 5000 км. Трасса проходила по территории Советского Союза, Польши, ГДР и Чехословакии. На старт вышли 69 экипажей на «Москвичах», «Волгах» и «Победах» от СССР, «Шкодах» и «Татрах» от Чехославакии, «Трабантах» и «Вартбургах» от ГДР, «Сиренах» и «Варшавах» от Польши. Средняя скорость задавалась на отметке 60,5 км/ч.

Победу одержали чехи на скоростной, лёгкой и маневренной «Шкоде», 2-е место за ГДР-овским «Вартбургом» и еще одна «Шкода» на третьем месте. 4-е место за первым экипажем из СССР на «Москвиче» 407 – Тенишев, Вренцис. Во многом, это положение в финальном рейтинге было обусловлено слабой судейской работой на той части трассы, что проводилась на территории Союза, частично результаты пришлось даже аннулировать, а «Москвич» Сергея Дмитриевича как раз шел первым. Зато в командном зачёте советские спортсмены стали первыми.

Но в 1962 году экипажу Тенишева уже ничего не могло помешать и он стал абсолютным победителем ралли «За Мир и Дружбу», что, к сожалению, не повлияло на командное положение – 4-е место.

В 1963 году Сергей Дмитриевич, как один из самых опытных гонщиков страны был отправлен на ралли Акрополис – очень сложная гонка еще до старта, в Грецию команда добиралась своим ходом, нагрузившись запчастями. На сложнейшей каменистой трассе автомобили постоянно ломались, чего стоит только семь вышедших из строя стартеров! Однако Тенишев на своём «Москвиче» занял 24-е место из 80 стартовавших экипажей, и вся команда финишировала, несмотря на сход половины (!) участников.

Успех нашей команды на ралли Акрополис стал поворотным моментом в формировании имиджа советского автопрома в мире. Тенишев Сергей Дмитриевич и множество других великих спортсменов своими успехами в международных гонках внесли огромный вклад в историю и престиж нашей страны, и об этом я обязательно расскажу в следующий раз.