Водитель-кресло, или как Ford маскирует машины под беспилотники

28.09.2017

Специалисты Ford не зря едят свой хлеб и получают зарплату, ведь не проходит ни месяца, чтобы не стало известно о каких-то новых разработках компании. На сей раз для испытания водителя замаскировали под… кресло!

Ранее на полигоне Mcity Мичиганского университета, построенном специально для тестирования беспилотников, а также на дорогах общего пользования в Мичигане, Калифорнии и Аризоне Ford испытал беспилотные автомобили четвёртого уровня. Четвёртый уровень из пяти возможных подразумевает практически полное отсутствие необходимости вмешательства человека в процесс управления автомобилем.

В специально сымитированных условиях городской среды со светофорами, перекрёстками, переходящими дорогу пешеходами и движущимися в общем потоке велосипедистами, электронный разум справляется вполне успешно. Но во всех этих случаях за рулём сидит инженер-испытатель и со стороны непонятно, едет ли машина сама по себе или же ею всё-таки управляет сидящий за рулём человек. А это, знаете ли, две большие разницы.

По сути, если уж в Ford задумались о таких тестах, проблема дорожного хамства актуальна не только для России. Но и без агрессивного поведения участников дорожного движения беспилотников может поджидать масса «подстав» от живых водителей, пешеходов и велосипедистов. Ну кому из нас чуждо любопытство и желание проверить, как это работает? А потому в Ford справедливо опасаются, что беспилотники на дороге могут стать жертвами излишне любознательных людей или же напротив, крайне консервативных граждан, которые напугаются движущегося транспортного средства без человека за рулём.

В лабораторных условиях закрытого тестового полигона такую ситуацию не сымитируешь — кругом подкованные инженеры, прекрасно понимающие, что вокруг снуют машины, которыми управляет автоматика. На обычные улицы достаточно сырой пока ещё, несмотря на все старания специалистов, беспилотный автомобиль не выпустишь, поскольку и правила требуют наличия человека за рулём, и автопроизводителю не хочется отвечать за потенциальные инциденты, если что-то пойдёт не по плану. А пойти не по плану может почти всё, ведь исследовать собираются ту ситуацию, которая имеет множество белых пятен и в целом непредсказуема.

Сопоставив все требования закона и собственные наработки, в Ford пришли к неутешительному выводу, что вывести на улицы города беспилотник невозможно, а пригласить простых горожан на закрытый полигон — значит пожертвовать чистотой эксперимента. Прикинув обстоятельства, компания решилась на необычный шаг и постановила — если человек за рулём должен быть, то нам необходимо сделать так, как будто на сиденье никого нет. И бедного испытателя просто замаскировали под… кресло!

Впрочем, после костюмов, имитирующих старость, беременность и состояние алкогольного и наркотического опьянения, от Ford иного по уровню безумия и творчества подхода и не ждёшь! В итоге основной целью эксперимента, кроме изучения реакции людей на беспилотники, сделали проверку системы взаимодействия человека и машины — сейчас водитель может встретиться с пешеходом глазами, дать понять ему жестом о своих действиях, но беспилотник на такое не способен.

Совместно с Технологическим транспортным институтом Вирджинии в Ford определили, что использовать пиктограммы для «общения» беспилотника и человека неоправданно, поэтому оснастили машину световыми табло. Тестовым автомобилем стал фургон Ford Transit Connect, за лобовым стеклом которого появились индикаторы.

Горящий белый цвет означал, что автомобиль движется в беспилотном режиме, два белых огня, движущихся через табло, оповещали о замедлении до полной остановки, а моргающий режим свидетельствовал о начале движения с полной остановки.

Тесты прошли в северной Вирджинии в августе 2017 года. Машина проехала 1800 миль, собрала 150 часов данных для анализа, включая встречи с пешеходами, велосипедистами и другими водителями, а световые сигналы активировались более 1650 раз в разных ситуациях в районе Арлингтона — на перекрёстках, в автостоянках, гаражах, на территории дорог аэропорта и в других местах.

Многочисленные камеры высокой четкости, смонтированные в беспилотнике, обеспечили 360-градусный обзор и зафиксировали поведение и реакцию других участников дорожного движения, данные о которых будут полезны для понимания того, могут ли другие участники дорожного движения изменить своё поведение с учётом появления беспилотников и систем их «общения».

Эксперимент, безусловно, можно назвать полезным и нужным начинанием, но было бы весьма интересно узнать мнение тест-пилотов, которые всё это время наматывают мили, будучи замаскированными под пустое место…

Полный размер
Полный размер