5,1K подписчиков

Загадка из архивов: почти детективная история одного концепта и среднемоторный «Мустанг»

Любая относительно крупная организация со временем обрастает кучей бумаг – что же говорить о транснациональной корпорации.

Любая относительно крупная организация со временем обрастает кучей бумаг – что же говорить о транснациональной корпорации. К примеру, в Ford даже имеется особый архивный департамент, и его специалисты считаются самыми сведущими в истории компании. Особенно, если они работают в архивах достаточно долго.

Любая относительно крупная организация со временем обрастает кучей бумаг – что же говорить о транснациональной корпорации.-2

Но и на архивистов, как оказалось, бывает проруха, несмотря на скрупулезное отношение Ford к собственной истории. В концерне некоторыми ее страницами гордятся (порой не без оснований), некоторые лелеют, некоторые предпочитают не вспоминать – но ничего не забывают. Во всяком случае, так считалось еще несколько лет назад. Считалось до момента обнаружения в архивах четырех загадочных черно-белых снимков, на которых было запечатлено нечто непонятное.

Любая относительно крупная организация со временем обрастает кучей бумаг – что же говорить о транснациональной корпорации.-3

Точнее, что на них изображено, как раз понятно: предсерийный прототип спорткара со среднемоторным двигателем. Неясно другое – что именно за прототип. Ведь к Ford GT40 он определенно не может иметь отношения, верно? Снимки, насколько можно судить по хорошо различимой табличке, датируются 66-м годом и, по некоторым предположениям, сделаны в дизайн-студии концерна в Дирборне.

Любая относительно крупная организация со временем обрастает кучей бумаг – что же говорить о транснациональной корпорации.-4

Официальные историки Ford, обнаружив эти фото, были изрядно озадачены. Как оказалось, никто ничего не помнит о некоем концепте с задними крыльями от серийного «Мустанга» 1966 года, двумя посадочными местами, корветоподобной передней частью и, что самое главное, двигателем, расположенным между креслами и задней осью! А ведь на заднем плане еще и макеты какие-то стоят. Целых пять лет они пытались разобраться, что это за затерянная страница истории концерна, и в конечном итоге расписались в собственной несостоятельности.

Любая относительно крупная организация со временем обрастает кучей бумаг – что же говорить о транснациональной корпорации.-5

Самая очевидная, буквально-таки напрашивающаяся версия – это так называемый «поисковый» прототип, построенный ради изучения компоновочных возможностей, в силу каких-то причин отвергнутый и, соответственно, позабытый: очевидно, что история развития модельного ряда Ford однажды свернула совершенно на другой путь. Но именно в силу очевидности от этой версии отказались.

Второе максимально приближенное к реальности предположение в Ford Performance пытались увязать с проектом среднемоторного «Мустанга». Да-да, такой проект действительно существовал. И если об экспериментах Chevrolet с этим типом компоновки знают многие – «Корвет» имел ненулевые шансы стать среднемоторным еще в 60-х – то Ford отчего-то предпочитает не акцентировать внимание на этом эпизоде биографии знаменитого пони-кара.

Поисковый эскиз Ford Mustang Mach 1. Прямо Ferrari Testarossa, не находите?
Поисковый эскиз Ford Mustang Mach 1. Прямо Ferrari Testarossa, не находите?

К 1966 году у Ford уже был готов концепт Mustang Mach 1 – предтеча знаменитой «заряженной» модификации «Мустанга». В серию, правда, пошло совсем другое, куда более простое и незамысловатое, но тем не менее. А почти параллельно футурологи Ford работали над проектом Mach 2, серийная версия которого должна была ознаменовать возвращение в линейку марки двухместных машин с отчетливо спортивным уклоном.

Любая относительно крупная организация со временем обрастает кучей бумаг – что же говорить о транснациональной корпорации.-7

И показали концепт среднемоторной машины всего лишь годом позже – в 1967 году на выставке в Чикаго. Официально с «Мустангом» Mach 2 не связывали, но построили его с серьезным заимствованием компонентов шасси пони-кара образца этого же года. Кузов выполнили по схеме «полумонокок» с силовой структурой из стали и фиберглассовыми панелями (общий вес концепта – всего 1 200 кг), за сиденья воткнули серийный V8 на 289 кубических дюймов… В общем и целом, Mach 2 был почти готов к конвейеру и даже успел поучаствовать в рекламных проектах сторонних компаний, но, как это часто бывает, история где-то свернула не туда, и дальше единственного концепта дело не пошло.

Концепт Ford Mach 2 рекламирует масляные фильтры марки Autolite
Концепт Ford Mach 2 рекламирует масляные фильтры марки Autolite

Тех, кто пытался разобраться в архивной загадке, очень смущали сугубые различия во внешности прототипа на фото и прототипа Mach 2 в реальности. В самом деле, если присмотреться, те кузовные элементы, что несет на себе загадочный прототип, не имеют ничего общего с экстерьером готового Mach 2. И в итоге эту версию тоже отвергли. Что же сделали в Ford после пяти лет ломания голов? Не нашли ничего лучше, как обратиться к общественности.

Четыре загадочных снимка опубликовали в средствах массовой информации – собственно, откуда мы о них и узнали. И финал оказался немного предсказуем: загадку расщелкали всего за неделю!

Любая относительно крупная организация со временем обрастает кучей бумаг – что же говорить о транснациональной корпорации.-9

Ребята из известного проекта Jalopnik через «правило пяти рукопожатий» вышли на некоего Джима Фаррелла, автора книги о дизайнерском департаменте Ford, который разослал загадочные фото по чертовой дюжине своих знакомых, так или иначе имевших отношение к дизайну концерна в середине 60-х. И один из них – Бад Магальди, попавший на работу в Дирборн еще в июне 1966 года – таки опознал прототип. И, согласно его воспоминаниям, на фотографиях – действительно поисковая конструкция, предшественник концепта Mach 2.

Любая относительно крупная организация со временем обрастает кучей бумаг – что же говорить о транснациональной корпорации.-10

Прежде, чем работать над внешностью «среднемоторного Мустанга», инженеры Ford, работавшие над ним, должны были решить ряд компоновочных проблем, связанных с необходимостью вписать мотор в пространство между пассажирскими креслами и задней осью. И достижению именно этой цели служил загадочный прототип, чисто инженерная конструкция безо всякой привязки к экстерьеру.

Любая относительно крупная организация со временем обрастает кучей бумаг – что же говорить о транснациональной корпорации.-11

Любопытно, что проект Mach 2 несколько лет спустя все же получил продолжение – правда, чисто эпизодическое. На фоне тесных в те годы отношений между Ford и итальянской De Tomaso знаменитый дизайнер Ларри Шинода решил еще раз спроектировать среднемоторный спорткар, который мог бы стать ответом Ford на Chevrolet Corvette – и создал на базе легендарной De Tomaso Pantera купе Mach II (по некоторым данным, снабдив “Пантеру» двигателем от GT40).

Любая относительно крупная организация со временем обрастает кучей бумаг – что же говорить о транснациональной корпорации.-12

Однако боссы Ford идею Шиноды не оценили и предпочли не тратиться на разработку собственного купе, а просто организовать продажу De Tomaso Pantera в США. Но это уже совсем другая история.

Очень надеюсь, что данный материал Вам понравился! Всем удачи и до новых встреч в моем блоге. Буду благодарен за подписку на мой Дзен, instagram , YouTube канал