Идеальный удар: миф или реальность

13 June 2018

Идеальный удар, сверхудар, суперудар - это одна из фехтовальных легенд. Басни фехтовальщиков всей Европы говорят, что якобы существует такой удар, который невозможно отразить. Он один, мол, способен обеспечить победу в любом поединке.

Идея идеального удара, к примеру, обыграна в мини-сериале "Сатисфакция" (2008 год, Шевчук). Там подобным ударом владел маэстро Матиньи, владелец и преподаватель частной школы фехтования. Удар был проверкой для его учеников - по окончанию обучения они сдавали экзамен самому маэстро, и если оказывались не в состоянии отбить "суперудар" - то финал их был печален. Интересно, что на занятиях Матиньи этого удара не показывал...)

Старый дьявол Матиньи, "великолепный знаток убийств"
Старый дьявол Матиньи, "великолепный знаток убийств"

Коронный колющий удар маэстро предназначался для рапиры или болонского меча. Он делался в технике, подобной более старому немецкому "Винден" - "Обкручивание" (иногда переводят как "Ветер"). И шел он в лоб. Отразить такой удар без специальной подготовки действительно почти невозможно, разве что ты - великолепный интуит и в сотую долю секунды просечешь, зачем противник "закручивает" твою шпагу винтом, делая вид, что хочет порезать тебе плечо или шею...

Для разных видов рапир и шпаг таких ударов действительно хватает. Но рано или поздно от каждого придумывали защиту, и "суперудар" превращался просто в очередной красивый финт. Но была, все-таки была уникальная боевая школа, в которой существовал класс так называемых "мастерских ударов", которые знали все. Но нанести, даже просто нанести могли немногие. Но если мастерский удар удавалось провести, то спастись от него можно было только чудом.

Это - школа последователей Лихтенауэра. Немецкая школа полуторного меча. Основной вклад в развитие и применение мастерских ударов - "мейстерхау" - внес ее последний яркий мастер и преподаватель Иоахим Мейер. Он жил и преподавал примерно в то время, когда в России сидел на троне Иван Четвертый Грозный.

Минутка теорфехта

В немецкой традиции все удары делились на основные и мастерские. У каждого было свое название и практика нанесения. Но если для основных ударов читать, как надо их наносить, не особенно и важно, то мейстерхау без теоретической базы выполнить нельзя.

Основной удар - это, в общем-то, просто. Сверху вниз, справа налево, слева направо и так далее. Бери затупленный меч и иди тренируйся на "балде", не забывая полностью выпрямлять руку и вкладывать в движение молодецкую силушку, а иначе смысла нету.

Мастерский - совершенно иное. Он наносится навстречу вражескому удару, одновременно с ним, на той же или превышающей скорости. Смысл мастерского удара немцев - в том, чтобы одномоментно закрыться от летящего в тебя стального лезвия, заблокировать и убить противника. Одним движением, в один момент времени, или, как говорят фехтовальщики, в один темп.

Темп - это кратчайший момент времени, за который можно совершить какое-либо действие, и в то же время - само это действие. Проще говоря: один шаг - темп, два шага - два темпа. Один удар - темп, удар и укол - два темпа.

У бойца справа руки скрещены. Это и есть пружина для рычага.
У бойца справа руки скрещены. Это и есть пружина для рычага.

Обычный человек легко может уложить в темп два действия. Например, шаг вперед и укол, шаг назад или вбок и удар. А мастер клинка (в том смысле, как это понимали средневековые германцы) в один темп может уложить три действия. Уход в диагональ (в сторону), прием летящего в тебя меча на свой клинок у эфеса (так называемую "сильную часть") и удар кончиком меча, например, в ухо оппоненту, когда его клинок все еще находится в блоке. Три этих действия производятся слитно, единовременно, чудовищно быстро - и не оставляют противнику ни малейшего шанса.

Из мастерских ударов никто не делал тайны. Преподаватели честно учили им учеников и описывали в своих книгах (правда, по фехтбуку еще хрен поймешь, как и куда надо бить, ибо его автор лучше владел мечом, чем пером))) ) Фишка в том, что для того, чтоб "мейстерхау" в бою получился хоть один раз - его надо отработать в "бою с тенью" тысячу раз, а потом на тренировке с живым соперником, на малых скоростях, еще тысячу. Пытаться проводить мастерский удар сознательно, не используя мышечную память - заведомо бесперспективное дело. Это примерно как вспоминать "каратистский прием" в уличной драке с гопотой - пока вспомнишь да пока в позу встанешь, на тебе живого места не оставят.

Я - не мастер клинка, хотя я несколько таких ударов знаю. Но способен ли я в фехтовальном поединке не на жизнь, а на смерть применить хоть один? Будем откровенны - вряд ли.

Поэтому, кстати, судьба поединка в 90% случаев решалась основными ударами - простенько и со вкусом.

Промежуточная фаза поединка. В фехтбуках часто рисовали именно так - промежуточными этапами.
Промежуточная фаза поединка. В фехтбуках часто рисовали именно так - промежуточными этапами.

Список мастерских ударов

Иоахим Мейер таких выделял семь или восемь, другие авторы - от четырех до пяти. Ваш покорный слуга знает пять. Это:

1. Цорнхау, "Удар Гнева". Наносится сплеча, из так называемой "позы Гнева" против клинка, летящего в твое левое плечо, с уходом в диагональ (вбок с линии удара). Вражеский меч принимается на сильную часть собственного клинка, у самого эфеса, в идеале - на фальшгарду или "пятку", если она есть. Острый кончик твоего клинка разрубает противнику голову в районе левого уха.

2. Цвершхау. Примерный перевод - "крученый удар обратным лезвием". Наносится против меча, падающего на тебя вертикально, в голову. Твоя исходная позиция - меч лежит на плече (это и есть "поза Гнева", кстати). В момент удара ты слегка приседаешь, вскидываешь вверх руки с мечом с одновременным разворотом клинка. Ловишь вражеский меч на плоскость своего, опять около гарды, и одновременно бьешь врага острием... Опять-таки в ухо.

3. Крумпхау, "Крученый удар". Существует в нескольких вариантах. Классический - это защита от бокового удара в ногу или живот. Ты уходишь в диагональ, в сторону, противоположную удару, при этом бьешь по летящему в тебя клинку обратным лезвием своего меча, сбивая его в землю и гася энергию удара. Следующим движением, без замаха, используя энергию скрещенных рук, живую пружину, бьешь противника прямым лезвием в голову. Есть "супер-версия" крумпхау, когда в первой фазе ты не сбиваешь вражеский клинок в землю, а отрубаешь противнику руки. Для этого требуется сверхчеловеческая скорость и идеальный контроль дистанции. Но это реально, да.

Что-то вроде этого
Что-то вроде этого

4. Шиллхау. Точного перевода не помню, уж простите. Один из самых сложных и одновременно самых простых в применении ударов. Он применяется, если противник стоит в т.н. "железной двери", закрываясь выставленным вперед и чуть приподнятым клинком. Шиллхау - отмычка к этой двери. Ты встаешь в такую же позицию, что и оппонент, потом как бы незначай подаешься вперед, резко входишь в диагональ, смещаясь в бок противнику, а плоскостью своего меча отдавливаешь, отжимаешь вражеский меч в сторону, прилагая усилие в области гарды. На этом же движении, одновременно с отжатием, ты задействуешь энергию рычага, скрученных рук, и рубишь противника в лоб. Защититься он не может - меч-то отжат.

5. Шайгельхау, "скальпирующий удар". Самый простой из всех описанных, даже неудобно как-то перед читателями )) По большему счету, это даже не удар, а "щелчок" острым кончиком клинка в темя оппоненту. Производится из позиции "День" - меч высоко поднят над головой. Фишка в том, что твои локти и гарда меча остаются на одном месте. Противник видит их, смотрит на них, ожидает сильнейшего верхнего удара... А ему снимают скальп легким, красивым движением. Здесь опять работает рычаг и только рычаг - помните, я писал, что это основной элемент германской техники длинного меча?

Тоже рычаг, но другой - с перехватом за лезвие
Тоже рычаг, но другой - с перехватом за лезвие

Таковы мастерские удары немецкой школы. Они были известны если не всем, то многим, но... но использовать их эффективно в бою умели как раз очень немногие.

Те, кто умел, и могли считаться настоящими мастерами меча.