Забытые древние супергерои: Еруслан Лазаревич

Все знают "Великую Тройку" русских богатырей - Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Про них и рассказывать особого интереса нет, их подвиги, особенно после известной серии мультфильмов, и так у всех на слуху. Однако в памяти русского народа сохранилось множество сказок и былин о других богатырях. Им в плане пиара не повезло - их не так растиражировали, однако в XVI-XVII веках многие из этих витязей были известны и любимы в народе не меньше, чем "первая тройка".

В планируемом цикле статей я попробую рассказать о некоторых из них. Начнем, пожалуй, с самого, по-моему, своеобычного - с витязя Еруслана Лазаревича.

Былины о нем были записаны в XVII веке. В этом же и в следующем столетии Еруслан Лазаревич был крайне популярным героем "народных комиксов" - лубков. Лубок - это просто-напросто напечатанная на дешевой бумаге картинка с короткой "цепляющей" подписью, средство развлечения для малограмотных.

Лубки про Еруслана в свое время расходились с прилавков, как сейчас комиксы про Бэтмена и Человека-паука: влет, будто горячие пирожки...)

Лубок. Один из многочисленных
Лубок. Один из многочисленных

В дальнейшем одна из сказок про Еруслана Лазаревича попала в классический сборник Афанасьева. Но задолго до этого с ней ознакомился Пушкин - и использовал некоторые мотивы из сказки, а также имя главного героя, в своей поэме "Руслан и Людмила".

Особенности

Еруслан Лазаревич - обычный, в общем-то, богатырь. Странствовал по свету, рубил чудовищ, побеждал вражеские армии и совершал другие подвиги. Однако интерес пробуждает то, что его имя... Никогда не связывается с князем Владимиром Красное Солнышко и киевским двором! Богатырь Еруслан - вообще не русский!

Его национальность не упоминается, однако известно, что изначально служит он королю (!) Картаусу, коему приходится в некоторых вариантах былины племянником. В знаменитом фильме-сказке Геннадия Васильева "Финист - ясный сокол" Картаус - отрицательный персонаж, колдун, почти Темный Властелин. Однако в оригинале он - персонаж положительный, хотя и имеет поначалу претензии к Еруслану из-за буйного нрава нашего героя.

Король Картаус из фильма "Финист -  ясный сокол"
Король Картаус из фильма "Финист - ясный сокол"

Сказания о Еруслане во многом перекликаются со сказаниями об Илье Муромце. Трения с верховным правителем, которые заканчиваются тем, что богатырь спасает государство, встреча с прекрасными девами, едва не погубившими и того, и другого витязя, наконец, поединок с собственным сыном, который вырос, не зная отца. Оба героя - и Еруслан, и Илья - в последний момент узнают своего сына-воина по своему перстню, который передала ему мать.

Примечание: где тут первоисточник, установить уже невозможно. Мы не знаем, в какой легенде этот сюжет появился раньше - про Илью или про Еруслана. Не факт, что былина об Илье Муромце древнее...

Также в сказаниях о Еруслане есть событие, крайне схожее с легендой о Георгии Победоносце, уничтожившем дракона. Приехав в Индийское царство, где правит царь Вахрамей, Еруслан победил змея, который выходил из моря и изводил население. Но!

Изначально богатырь отсек змею лишь две головы из трех, пообещав сохранить ему жизнь. Оседлал и приехал на нем в город. Но царь и горожане перепугались, обещаниям змея более никогда не нападать не поверили - и богатырь отрубил змею последнюю голову, преспокойно нарушив слово. А что? Оно ж не собрату-воину дадено...

Обращает внимание, что на всех без исключения лубках  у Еруслана - именно такой меч!
Обращает внимание, что на всех без исключения лубках у Еруслана - именно такой меч!

Именно так поступил Георгий, ставший впоследствии святым - победил дракона, приехал на нем в город, дождался, пока впечатленные жители скопом перейдут в христианство - а потом, не говоря дурного слова, добил рептилию, потерявшую всякую ценность даже в качестве наглядного пособия...

Западные и восточные мотивы

В сказаниях о Еруслана хватает и западноевропейского, и азиатского (в первую очередь персидского) влияния. Западного - помимо явного сходства в одном эпизоде со святым Георгием, между прочим. Например, когда богатырь, уже женатый на дочери индусского царя Вахрамея, едет в родное королевство, его дорога лежит мимо некоего "Девьего царства". Царство описано как прекрасный сад, где живут одни только девы, тоже прекрасные до невозможности. Витязь принимает решение погостить чуток у них (видимо, жена надоела).

Он гостит в Девьем царстве неделю... А за это время во внешнем мире проходит восемь лет!

Ешьте меня с кашей, если это - не калька, не отсылка к гэльским и англосаксонским преданиям об эльфийских холмах, время в которых течет иначе. Там, внутри, проходит три дня - а во внешнем мире порой десятилетия...

Что же роднит его с персами? Во-первых, имя: Еруслан - это сильно русифицированный вариант персидского имени Рустам. Отец нашего героя, кстати, во многих старых вариантах былины - вовсе не Лазарь, а... Залазар. В Лазаря его переделали позже. И это - тоже отсылка к древнеиранскому эпосу "Шахнаме" о батыре Рустаме, отцом которого был Заль-Зар...

Однако слепым копированием "у персюков" легенда о Еруслане не является. Это скорее компилят многих и многих русских, европейских и азиатских преданий. Между прочим, если по сказке о Еруслане, хотя бы классической, про царя Огненного щита, снять фильм - неплохой блокбастер получится...)

Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika

Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika

Истории "за жизнь" семьи автора и ролевые байки - здесь: https://zen.yandex.ru/id/5befbd4fd9421400aac61f5c