Что вам мешает стать лучшей версией себя

Мы все чаще слышим от психологов о том, как важно найти свой путь в жизни и придерживаться выбранного курса, о том, как важно не зависеть от мнения окружающих и делать то, что хочется, о том, что нужно «стать тем, кем ты являешься». Проблема в том, что за этими формулировкам стоит огромная работа, и если часть людей хотя бы понимает, в каком направлении двигаться, то другая и вовсе не знает, с чего начать.

Человек появляется на свет с определенным набором качеств и характеристик, которые даны ему «по умолчанию». Они очень разносторонни и затрагивают не только генетику, но и общественную культуру и даже географию проживания. Но на протяжении всей нашей жизни молекулы ДНК способны модифицироваться, словно подстраиваясь под накопленный жизненный опыт. То есть «базовые настройки» зависят еще и от эпигенетики: жизненного опыта ваших родителей и бабушек. Этот феномен был подтвержден уже не одним научным исследованием, подробнее о нем мы писали здесь.

Так вот заданные характеристики это своеобразные формочки для нашего «Я», с которыми мы и приходим в жизнь. От них невозможно избавиться, поэтому важно научиться учитывать их на протяжении всей жизни. В будущем эти самые качества помогают нам переживать два важных этапа становления – адаптация и цельность.

Адаптация – это время, когда мы ищем и применяем к себе наиболее удачные модели поведения. Мы учим девочек играть в куклы, а мальчиков – в машинки и рассказываем и тем, и другим, что обижать друзей – это плохо. Дети закрепляют эти навыки благодаря внешнему контролю, то есть одобрению или неодобрению родителей, но параллельно они вырабатывают и свою личную систему поощрений.

В детстве ребенок еще не может полагаться на свои мысли, поэтому он очень зависим от общества. В подростковом возрасте наш мозг также еще недостаточно зрелый, чтобы объективно оценивать реальность и принимать серьезные решения. Лимбическая система мозга ответственная за эмоции, дозревает как раз к 11-14 годам, а вот префронтальная кора, помогающая контролировать себя, все еще продолжает свое развитие. Именно этим, а отнюдь не бушующими гормонами, и объясняется нестабильное и импульсивное поведение большинства подростков. Обе эти системы полностью дозревают и уравновешиваются как раз к 18 годам, и именно с этого момента человек способен к полной самостоятельности.

Обычно период адаптации занимает всю первую половину жизни. Все это время наше «Я» формируется, становится сильнее и осмысленнее, дарит нам уверенность в себе и чувство независимости. Процесс адаптации часто плавно перетекает в пресловутый «кризис среднего возраста», который может проявляться не только депрессией, но и намеренным «впаданием в детство». Недаром период с 30 до 40 лет ученые прозвали «роковым десятилетием», с точки зрения становления личности в этом возрасте человеку приходится нелегко.

Если адаптация завершается хорошо, человек плавно переходит в период цельности, где и рождается то самое настоящее «Я», полностью соответствующее вашей личности. Если же в процессе адаптации что-то пошло не так, то человек буквально обрастает неудовлетворенностью и внутренними конфликтами. У некоторых этот процесс может длиться всю жизнь. Однако психологи установили главные причины подобных проблем и рассказали, что с этим делать.

Детские травмы

Семейные проблемы, недопонимания в коллективе, слишком безудержная юность – ситуаций, чтобы получить психологическую травму в детском или подростковом возрасте, масса. Все они оставляют свой след и часто заставляют нашу психику реагировать неадекватно на те или иные ситуации.

Если ситуация слишком сложная и запутанная, лучше обратиться за помощью к специалистам, но иногда можно попробовать разобраться и самостоятельно. Начните с подробного самоанализа. Не зацикливайтесь на прошлых травмах и неудачах и попытайтесь их отпустить. Проанализируйте свои реакции на те или иные ситуации, переосмыслите свое поведение в повторяющихся ситуациях. Лучше всего в этом поможет ведение дневника. Регулярные записи можно будет перечитать и буквально взглянуть на себя со стороны.

Недоразвитие «само-»

Поддерживать порядок в своей жизни нам помогают три С: саморегуляция, самоконтроль и самоэффективность. Самоконтроль помогает нам изменять свое поведение в лучшую сторону, самоэффективность – это наш внутренний учитель, который помогает быть гибким, контролировать эмоции, внушать себе полезные мысли и убеждения. А саморегуляция – это то, что мы пропускаем через себя с последующим вынесением выводов. Есть еще и самооценка, которая во многом определяет наше поведение и задает определенную шкалу восприятия себя. Человеку очень трудно быть самостоятельным и независимым, когда одна из этих систем недостаточно развита.

Существует немало книг и методик по развитию этих самых «само-» , поэтому вы можете выбрать ту, что ближе и понятнее вам.  К примеру, «Сила Воли» Келли Макгонигал или «Развитие силы воли» Уолтера Мишеля. Также вам будет полезна медитация.

Давление системы

Общество, как система, не заинтересовано в появлении индивидуальностей, ему всегда проще усреднять всех своих членов. Когда у каждого члена общества своя роль и обязанности, система может работать стабильно и продуктивно.

А вот в качестве рычагов давления для «непокорных» общество использует нас самих. Отсюда самокритика и самонаказание, страх, стыд или вина за «неподобающее» (опять же по меркам общества) поведение или поступки.

Логичным в этой ситуации кажется наплевать на мнение и установки общества и жить в свое удовольствие, но это совсем не так просто. Ведь большинство психологов сходятся во мнении, что личность человека формируется исключительно на основе баланса между индивидуальным и социальным. Найти компромисс между двумя этими понятиями можно с помощью риска. Тренироваться в этом не так сложно, хороший прием практикуют в обучении молодых студентов актерских специальностей. Их отправляют в общественное место в наряде бомжа или фрика. И именно эта ситуация помогает людям перестать обращать внимание на реакции общества. В итоге это помогает научиться делать выбор в пользу только своих интересов.

Проблемы с целеполаганием

Современная психология убеждена, что обнаружение своей идентичности никак не связано со счастьем, удовлетворенностью или социальным благополучием, главное здесь – смысл. И поиск ответа на этот вопрос и выступает нашей врожденной мотивацией и к постоянному движению вперед, и развитию. А вот отсутствие смысла как раз и приводит нас к определенному вакууму и не дает понять, в какую сторону идти дальше.

Здесь важно понять, что смысл не может быть универсальным, он индивидуален для каждого человека и приблизиться к нему можно только через непосредственное участие в своей же жизни. Главные ориентиры здесь: творчество (то, что мы отдаем), переживания (принятие близких нам ценностей) и позиция (отношение к своей судьбе).

Касательно смысла, важно понять, что не существует смысла в обобщенном понятии, есть конкретный смысл в данный момент жизни. И он очень тесно связан с контекстом и меняется вместе с самой жизнью.

Создать правильную и идеальную «площадку» для собственного гармоничного развития не так и сложно. Нужно, прежде всего, следовать своим базовым ценностям, быть более внимательным к себе и не поддаваться на провокации со стороны общества. Ну и конечно не забывайте «подкармливать» свой мозг новой и качественной информацией.

Читайте также:

Одиночки vs семейные: кто из них счастливее и здоровее

Секреты кубинских долгожителей

Правила жизни самого известного кардиохирурга в мире Майкла Дебейки