Движение и мозг: пожалейте своих детей!

476 full reads
787 story viewsUnique page visitors
476 read the story to the endThat's 60% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Движение и мозг: пожалейте своих детей!

Современные дети все меньше двигаются. Все меньше физкультуры (да и культуры тоже). И потому что жизнь сегодня к этому совсем не располагает, и потому что детское ожирение приобрело уже характер эпидемии.

А между тем мозг маленького ребенка развивается в первую очередь за счет активного движения, так как он пока еще не может задействовать другие каналы стимуляции мозга, такие как чтение, решение аналитических задач, понимание сложных музыкальных, литературных, архитектурных, природных композиций.

О том, что это не просто слова или некие умозрительные выводы, а абсолютно неоспоримые факты, полученные в результате инструментальных исследований мозга, я уже рассказывал в своем посте Движение и мозг: экспериментальные факты.

Прощай, Гарвард?

Однако одно дело зафиксировать ухудшение структуры мозга у людей среднего и пожилого возраста и совсем другое – увидеть это у детей и подростков. Большинство взрослых (вспомните свое детство) развивались совсем в другой двигательной среде, и почти все они пришли в зрелую жизнь с полноценно развитым в этом смысле мозгом. И то, что они с какого-то времени перестали стимулировать свой мозг, – это совсем другая история.

Мы же сейчас становимся свидетелями целого поколения, которое вступает во взрослую жизнь с недоразвитым мозгом. И если кому-то это кажется преувеличением, то я сошлюсь на две государственные программы, посвященные этому невеселому вопросу.

Испанские Active Brains

При поддержке и финансировании Министерства экономики Испании в университете Гранады был запущен проект ActiveBrains. Цель проекта – выявить влияние физической активности на созревание и структуру мозга у детей 8–11 лет.

С помощью методов инструментальной нейровизуализации (разные виды томографии, магнитоэнцефалография и др.) ученые сделали однозначный вывод о том, что физическая активность (прежде всего аэробная) у детей напрямую связана с увеличением объема серого вещества в важнейших центрах головного мозга.

Речь идет о лобных отделах, гиппокампе и хвостатом ядре, височных отделах, зрительной коре. Особенно интересно то, что физическая активность стимулировала развитие серого вещества в центрах, ответственных за языковые навыки и чтение, таких как нижняя лобная извилина и верхняя височная извилина (статья I. Esteban-Cornejo с соавторами в октябрьском выпуске журнала Neuroimage от 2017 г.).

Китайский Healthy China 2030 Action Plan

В рамках национальной стратегии КНР по оздоровлению нации (учитывая менталитет, единство и в хорошем смысле тоталитарность страны – это не просто громкие лозунги, и можно быть уверенным, что это точно будет сделано) было привлечено огромное число экспертов из разных областей знаний и самых разных университетов и научных центров.

Вопросами физической активности в рамках этой стратегии занимались в том числе специалисты Шанхайского спортивного университета, опубликовавшие результаты своих исследований в British Journal of Sports Medicine (P. Chen et al, Br J Spots Med 2020 Nov;54(22):1321-1331).

Их выводы почти полностью совпадают с результатами исследований их испанских коллег: дети с высокой кардиореспираторной подготовкой и высоким уровнем аэробных нагрузок отличаются заметно большим объемом серого вещества в отделах, ответственных за память и когнитивные функции.

Спортивные дылды и худосочные отличники

Физическая стимуляция мозга не является стопроцентной гарантией будущих академических успехов, как это многие помнят из своего советского школьного прошлого. Но в первые годы жизни это единственное, что определяет развитие мозга.

Конечно, потом нужно будет обязательно тренировать и ассоциативное мышление, и интеллектуальные навыки, но это ведь не про маленького ребенка. Да и потом, разве наши современные малоподвижные дети компенсируют дефицит физической активности цитированием Пушкина, изучением искусства Возрождения или развитием своих способностей к интегральным вычислениям?