Что такое дислексия?

Дислексия — это частичное нарушение умения читать. Связано это с неполным развитием психических функций, которые отвечают за процесс чтения. Проявляется дислексия в повторении ошибок во время чтения: замена звуков, искажение слога, чтение по буквам, потеря смысла текста.

Источник заболевания

Одной из причин возникновения дислексии называют наследственность. У детей нарушения функций, отвечающих за процесс чтения, происходит в нескольких случаях:

Во время развития внутриутробно: порок сердца у беременной или у плода, отслойка плаценты, неправильное развитие пуповины, отравление алкоголем и медикаментами, вирусные заболевания у беременной женщины.

Во время родовой деятельности: тяжелые и длительные роды, асфиксия у ребенка, родовые травмы.

При различных травмах мозга, вирусных и инфекционных заболеваниях, желтушке у новорожденных.

При дефиците общения, отсутствии благоприятного речевого окружения, ранее развитие навыков или, наоборот, запущенность, ускоренный темп овладения грамотой.

Симптомы

Маленький словарный запас, неправильное произношение звуков, нарушение восприятия смысла слов и их использование в речи.

Чтение по буквам, путаница в схожих звуках, перестановка букв и слогов, искажение слога.

Отсутствие восприятия смысла прочитанного, непонимание сути слова или предложения (при правильном чтении).

Невозможность запомнить буквы и их произношение.

Тяжело различать графическое изображение букв и путаница в похожих (печатных) буквах.

Диагностика

При наличии симптомов, нарушения навыков чтения, необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Специалист проведет необходимые обследования для уточнения диагноза. Доктор проверит навыки чтения, устной речи, правописание. Изучит окружающую среду ребенка, его психическое и физическое развитие. При необходимости следует пройти узких специалистов — окулиста и невропатолога.

Как преодолеть?

Скорректировать дислексию можно с помощью логопедических занятий. Они предполагают работу над теми нарушениями психических функций, которые не дают полноценно овладеть навыком чтения и прочими речевыми процессами.

Необходимо развивать зрительную и слуховую память, правильное произношение звуков и слогов, расширять словарный запас, углубленное изучение грамматики.

В профилактических целях стоит уделить особое внимание развитию ребенка: моторики, памяти, логике. 

Своевременное выявление проблемы поможет в короткие сроки, и с большей эффективностью, достигнуть положительного результата. Это скажется на дальнейшей жизни ребенка, во время обучения в школе и ВУЗах.