Почему мёртвый бункай ката каратэ ничем не лучше кривляний фриков от боевых искусств

31 July 2019
6,1k full reads
6,5 min.
12k story viewsUnique page visitors
6,1k read the story to the endThat's 51% of the total page views
6,5 minutes — average reading time
Михаил Шилов (malleus maximus)
Автор статьи
Михаил Шилов (malleus maximus) Автор статьи
Михаил Шилов (malleus maximus) Автор статьи

Давайте обсудим такую тему, как бункай ката.

Знаете же, что есть такая штука, как бункай? Ну ведь все же знают, что такое бункай. Это аппликация движений ката, расшифровка тех приёмов, которые в ката используются.

Бункай
Бунка́́й (яп. 分解 бункай: «анализ») — в боевых искусствах представляет собой расшифровку, анализ (букв. «бун»- «делить на части», «кай»- «объяснять», «истолковывать»), набор боевых применений движений ката («формы») карате.
Бункай — Википедия
ru.wikipedia.orgБункай

И если посмотреть на разные старые ортодоксальные ката, то можно увидеть очень интересные вычурные техники, которым даются очень интересные расшифровки.

Не могу сказать, чем руководствовались те мастера, которые создавали такие ката с такими приёмами.
Возможно, что в далёкие времена, на заре формирования боевых искусств без оружия понимание приёмов было несколько иным, а потому эти вычурные техники таковыми не казались.

Но боевые искусства адаптируются со временем. Они становятся более прагматичными, более интегрированными друг в друга.
Представители самых разных школ и направлений, из самых разных стран сталкиваются, получают возможность попробовать свои силы в противоборстве друг с другом, и становится понятно, что многие «вещи» выглядят совсем иначе, когда приходится использовать свои наработки с представителями совершенно иных направлений боевых искусств, действующих иначе, абсолютно непохоже на те схемы, к которым выработалась привычка в процессе тренировок в своей Школе.

И когда в бункай ката можно видеть техники, которым даётся такая расшифровка, что становится совершенно очевидно, что в таком виде боец реально не будет использовать эту технику никогда, сам по себе напрашивается вопрос – а не кажется ли это неправильным?

Ну к примеру, в ортодоксальных стилях, окинавском Годзю рю и Уэчи рю, мы можем наблюдать самую выраженную эклектику.
Когда самые смелые бойцы этих школ выходят на соревнования даже по тем правилам, где могли бы применить большинство своей оригинальной техники, мы можем наблюдать, что у них вообще не возникает и малейшего желания использовать свои автохтонные наработки из ката.

Вы сможете вот так, не зная бойцов, определить, кто из них из учи рю, а кто из кёкушина?

Вот выходит боец Годзю рю поучаствовать в соревнованиях по правилам Кёкушина (который отчасти и вырос из того же Годзю рю). Ну, допустим, это одно из наиболее приемлемых решений для бойца Годзю рю, т.к. в отличие от Шотокана в Кёкушине многое очень близко по стилю и духу.
И ближняя дистанция, и удары голыми руками, и в полный контакт, по ногам бить можно, ногами можно бить как угодно и пр.
Ну, единственно, в голову руками не бьют.

Если кто-то скажет: «Ага! Вот в этом-то и припент! Именно поэтому не получится показать всю виртуозность ортодоксального направления. Вот если бы было можно, то мы бы там всем показали!», - то это будет просто кривляние и малодушие.
Ведь условия равные. Их ведь тоже в голову бить не станут руками.
Или, для особо упёртых, могу предложить вариант с Лехтвеем (бирманский бокс) – там можно всё или практически всё.

Но вернёмся к варианту с Кёкушином…

Кто мешает бойцу-ортодоксу наносить удары пальцами, костяшками согнутых пальцев, ванто, какуту, хайто, хайшу и пр. экзотику руками или удары пальцами ног? Да ничто не мешает. Пожалуйста, проламывайте грудину на здоровье, ломайте предплечья противнику, отсушивайте руки, бейте вашидэ по подключичным сосудисто-нервным сплетениям и пр. Отбивайте противнику ноги или ломайте рёбра кончиками пальцев ног. Почему нет?

Но мы этого не видели, не видим и, возможно, никогда не увидим…

Соответственно, когда говорился о том, что бункай ката – это аппликация таких действий из ката, которые будут реально применяться в поединке, нет ли у вас ощущения, что ортодоксы кривят душой и лепят горбатого?

Потому что, когда дело доходит до возможности применения такой техники, которая, как предполагается, должна давать определённого рода преимущества, в свободном варианте кумитэ, то ортодоксы и традиционщики не используют свой уникальный арсенал.

Они сразу же перестраиваются на манеру боя, которая гораздо эргономичней, лаконичней и, как следствие, эффективнее. Сразу начинаются удары кулаком, подъёмом стопы и голенью…

Где они – пальцы ноги? Где удар ими по квадрицепсу или бицепсу бедра? С чего вдруг начинаются лоу кики голенью.
Всё забылось? Или может потому, что нет уверенности в том, что получится качественно попасть?
Или есть сомнение, что даже попадание в динамике, а не по неподвижной мишени, не принесёт желаемого результата?

К слову сказать, всё тоже самое можно было бы применить и не соревнованиях и по рукопашному бою, и по ММА, например. Т.к., даже если руки защищены перчатками, то ноги не защищены ничем. Или даже бывает, что голени защищены накладками.
Ну так тут сам Бог велел использовать смертоносные протыкающие удары пальцами ног.

Что я так докопался до ударов пальцами ног и иной экзотики?
Да потому что я прекрасно сам владею ударами этими экзотическими видами оружия, и они у меня прекрасно закалены – уж точно ничуть не хуже, чем у самых пробитых и фанатичных ортодоксов.

В том числе и благодаря работе с макиварами Камертон и МБШ – макиварами с регулируемой силой упругости и сопротивления, признанными лучшими в Мире макиварами многими выдающимися мировыми экспертами. Кстати сказать, у тех же корифеев Годзю рю Хигаонны, Тераучи и др. есть макивары МБШ.

-------------------
Современная профессиональная макивара — это высокотехнологичный снаряд с большим набором уникальных свойств и механизмами, позволяющими регулировать эти свойства.

МАКИВАРА — Это именно то, что необходимо любому практику.
Лучшие профессиональные макивары на www.makiwara.ru
У бойца должно быть оружие. Если это руки, то и они должны стать оружием.

Заказать макивары МБШ или Камертон Шилова:
+79065142414 WhatsApp или Viber
shilovbudoshin@mail.ru
-------------------

Да и ката я люблю очень и бункай ката прекрасно понимаю.
Это отступление на тот случай, если кто вздумает возразить в стиле, что автор ничего в этом не понимает.
Разочарую вас – очень даже понимает. Именно поэтому и имеет право на свою, вполне обоснованную практикой, опытом и наблюдениями, позицию относительно этого вопроса.

Но вернёмся к бункай. Как-то практика показывает, что ортодоксальные техники бункай ката не такие уж и реальные, если не используются тогда, когда, казалось бы, самое время применить их реально с равным по силе противником.
Я не отрицаю, что исподтишка можно заковыристо ударить противника очень экзотическим способом и при условии попадания стоящей как вкопанной тушки противника, причинить последней серьёзный ущерб.

Но, если даже в относительно обусловленном поединке такие техники не получается применить, то в реальном бою, не будучи отработанными до автоматизма в свободной динамике, вряд ли они вообще получатся.

Ну и чем тогда отличаются все эти экзотические бункаи от того, что демонстрируют нам различные фрики от каратэ, трактующие свои коряки, как смертоносные техники?

А это моя пародия.
Причём кору я отрываю реально самую настоящую.

Нет, отличие конечно есть. Оно в том, что некоторые мастера ортодоксальных и традиционных направлений действительно обладают очень хорошо подготовленными ударными поверхностями и могут, при наносить ими сокрушительные удары, но, как мы выяснили, никогда не могут это сделать в свободном поединке.

Как вы полагаете, этот парень будет бить пальцами на улице?
Или скорее приложится кулаком?


А вот фрики и не могут и доску разбить пальцами или накадака, хотя могут рассказывать и даже «показывать», как можно такими техниками вырывать ключицы и рёбра, например.

Я не зря сказал, что только некоторые мастера имеют подготовленное оружие. Абсолютное большинство адептов не имеют даже крепкого кулака, не говоря уже о других ударных поверхностях.

________________________________________

www.makiwara.ru — КАМЕРТОН ШИЛОВА
www.mbs.makiwara.ru – макивара Бадюка-Шилова (МБШ)
www.budoshin.ru/kulak — Железный кулак
www.budoshin.ru/iron_shank — Железная голень
www.steelhands.budoshin.ru — Стальные руки
www.markt.budoshin.ru/wppage/makiwara-startingMAKIWARA STARTING
Nuanses for Makiwara — (мини-курс, часть курса MAKIWARA STARNING)

________________________________________

Тем не менее они тоже разучивают ката и демонстрируют бункаи, к примеру, с ударами нукитэ или даже иппон нукитэ, хотя реально не смогут убить таким ударом даже муху не стене от нехватки контроля и скорости. Ну или муха будет убита ценой сломанного или травмированного пальца. Третьего не дано…

Но изо дня в день, из года в год, из десятилетия в десятилетие картина не меняется.
Старый мастер вызывает СВОЕГО ученика или даже УЧИ ДЭШИ и демонстрирует с ним виртуозное выполнение бункая, при исполнении которого этот ученик сам раз подставиться всеми возможными способами под удары демонстратора и даже скривить от боли лицо, когда старый мастер прикоснётся к уязвимым точкам или даже только сымитирует прикосновение к ним.

Какие же выводы можно сделать в связи с выше сказанным…

Бункай ката – это та вещь, которая позволяет сохранять некий набор, азбуку элементов ортодоксального и традиционного каратэ. Вероятно, есть смысл сохранять всё это красиво, это помогает сохранять историю.
Но нужно отдавать себе отчёт в том, что многие бункаи являются безнадёжно устаревшими не только из-за нереального использования некоторых ударных поверхностей, но и из-за формы расшифровки, как таковой.

Я бы предложил, не меняя форму ката, модифицировать сами варианты бункай, что является вполне приемлемым и допустимым, т.к. любое действие в ката может иметь и должно иметь несколько трактовок. Никакого секрета нет в том, что так и делается, например, на тех же самых дантестах.
И это правильно.
Бункаи должны изменяться и трансформироваться таким образом, чтобы сохранять свою важнейшую роль того связующего звена между ката и кумитэ, которое вообще позволяет не отколоть институт ката в аналог театра Кабуки.

Т.е. бункай должен всегда оставаться максимально реалистичным.
Он должен трансформироваться таким образом, чтобы его использование в кумитэ было органичным и не требовало ещё какого-то дополнительного переосмысления и доработки.

© Михаил Шилов (malleus maximus)
Мастер Спорта России,
5 DAN Karate WFF, Тренер по ММА
Врач: ортопед-травматолог,  хирург, мануальный терапевт

Обязательно посмотрите видео

В нём есть информация, которой нет в этой статье.