Dombusin.ru
13 140 subscribers

Хорошо ли показывать туристам копии культурных ценностей

107 full reads
174 story viewsUnique page visitors
107 read the story to the endThat's 61% of the total page views
2 minutes — average reading time
Хорошо ли показывать туристам копии культурных ценностей

В популярных туристических местах почти всегда возникает проблема: как организовать поток посетителей, чтобы минимизировать урон ценным экспонатам от лишнего света, влажности, шума и вообще всего, что производит постоянная толпа.

Особенная сложность, когда экспонатом является само строение или помещение – тут уж все стены герметичными витринами не прикрыть.

Хотя, например, туристов, заходящих посмотреть фреску да Винчи «Тайная вечеря», написанную на стене миланского монастыря, пропускают небольшими группами через специальный герметичный шлюз – так пытаются сохранить микроклимат внутри зала с фресками.

Трапезная в базилике Санта-Мария-делле-Грацие, где с помощью очень ограниченного доступа сохраняют фреску "Тайная вечеря"
Трапезная в базилике Санта-Мария-делле-Грацие, где с помощью очень ограниченного доступа сохраняют фреску "Тайная вечеря"
Трапезная в базилике Санта-Мария-делле-Грацие, где с помощью очень ограниченного доступа сохраняют фреску "Тайная вечеря"

Поскольку в последние десятилетия шел тренд на увеличение численности туристов (в этом немалая заслуга Китая), все чаще для интересующихся достопримечательностями создают точнейшие копии. А к настоящим памятникам допускают лишь ученых и реставраторов.

Мне очень нравится идея нового музея, открытого на юге Франции, недалеко от Авиньона. Это очень качественная копия найденной в 1994 году уникальной пещеры с наскальными рисунками возрастом до 36 тысяч лет.

Здание, внутри которого обустроена копия пещеры Шове
Здание, внутри которого обустроена копия пещеры Шове
Здание, внутри которого обустроена копия пещеры Шове

По фамилии первооткрывателя-спелеолога пещеру назвали Шове, на ее стенах насчитано более четырехсот рисунков животных ледникового периода, это один из древнейших источников пещерного искусства в мире.

Рисунки сохранились благодаря тому, что вход в пещеру был завален много тысяч лет назад, и внутри сложился благоприятный для пигментов микроклимат.

Рисунки на стенах пещеры Шове
Рисунки на стенах пещеры Шове
Рисунки на стенах пещеры Шове

У Франции уже был не очень счастливый опыт с аналогичным памятником древнейших культур, получившей очень большую известность пещерой Ласко, открытой в самом начале 2-й Мировой войны. После войны, в конце 1940-х, в пещеру разрешен был доступ туристам, и всего через десять лет появились угрожающие признаки разрушения рисунков.

Оказалось, углекислота, выдыхаемая тысячами посетителей каждый день, вступает в реакцию с кальцинатами на стенах пещеры, до того защищавших наскальную живопись, а в соединении с углекислым газом, напротив, начавших ее разъедать.

Строительство копии пещеры Шове
Строительство копии пещеры Шове
Строительство копии пещеры Шове

В конце концов, пещеру Ласко пришлось закрыть и сделать ее частичную копию для осмотра, а последствия массового туризма в пещеру пытаются преодолеть по сей день.

Но, с другой стороны, благодаря такому примеру, французские власти смогли достаточно быстро принять строгие меры для охраны новооткрытой пещеры Шове. Поток туристов был строго ограничен, а затем решено было и вовсе закрыть пещеру, но зато построить точную ее копию и создать целый развлекательный комплекс археологической направленности.

Хорошо ли показывать туристам копии культурных ценностей

Открытый в 2015 году музей, названный по имени ближайшего крупного города «Пон д’Арк» стал самой крупной в мире рукотворной копией пещеры. А с настоящей пещерой Шове теперь работают только специалисты.

Вообще, как мне кажется, в точных копиях достопримечательностей нет ничего, что ущемляло бы осматривающих такие экспонаты туристов. Напротив, сплошное удобство, ведь можно сделать целевые экспозиции по стилям и эпохам, как устроили в Пушкинском музее в Москве – и копии архитектурных памятников и их частей там очень качественные и тщательно отобранные.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина: копии знаменитых произведений искусства сгруппированы по эпохам, и дополнены архитектурными деталями и интерьерами того же времени
Музей изобразительных искусств имени Пушкина: копии знаменитых произведений искусства сгруппированы по эпохам, и дополнены архитектурными деталями и интерьерами того же времени
Музей изобразительных искусств имени Пушкина: копии знаменитых произведений искусства сгруппированы по эпохам, и дополнены архитектурными деталями и интерьерами того же времени

Не каждый ведь может съездить к Афинскому Акрополю полюбоваться на кариатиды (которые, впрочем, и там – копии, в целях сохранения), а их двойников в Пушкинском можно осматривать с любых сторон и очень близко.

А вы, друзья, как думаете, хорошо ли «кормить» туристов копиями ценных экспонатов или достопримечательностей?

Еще по теме:

На чем на самом деле стоит Венеция