Забытое украшение – эгрет

30 October 2020
19k full reads
2 min.
23k story viewsUnique page visitors
19k read the story to the endThat's 80% of the total page views
2 minutes — average reading time

От большой любительницы дорогих украшений императрицы Елизаветы Петровны осталось не так много драгоценностей, и дело даже не в том, что после революции многие романовские сокровища были бездумно растрачены.

Драгоценности «великих императриц» 18-го века, хранившиеся в императорской сокровищнице, постепенно исчезали еще при Романовых – придворные ювелиры разбирали старомодные украшения для создания новых. Сохранились лишь самые уникальные и прекрасные вещи, которые не посмели переделать, и одна из таких – сапфировый эгрет.

Сапфировый эгрет Елизаветы Петровны из "Алмазного фонда"
Сапфировый эгрет Елизаветы Петровны из "Алмазного фонда"
Сапфировый эгрет Елизаветы Петровны из "Алмазного фонда"

Эгрет – это украшение для прически или шляпы, изначально предназначенное для закрепления красивых перьев. Само название «эгрет» с французского означает «султан», «хохолок», таким же словом французы называли и белых цапель, чьи прекрасные перья добывали ради дамских прихотей.

«Эгретки» были очень популярны в течение всего 18-го века, а потом мода на них снова вернулась в начале 20-го – вот тогда-то и были практически истреблены белые цапли, отращивающие в брачный период несколько ценимых модницами перьев.

Эгретки были популярны еще каких-то сто лет назад
Эгретки были популярны еще каких-то сто лет назад
Эгретки были популярны еще каких-то сто лет назад

Хранящийся в «Алмазном фонде» эгрет Елизаветы Петровны под названием «Фонтан» - действительно уникальное украшение. В нем царит очень крупный, яркий и чистый цейлонский сапфир (про него пишут, что вес его 260 карат, 50 грамм, но это скорее всего ошибка, камень крупный, но явно не настолько).

По моде 18-го века некоторые камни или элементы эгретов закреплялись подвижно – чтобы при движении усиливалось мерцание и блеск.

В «Фонтане» подвижно закреплен целый ряд каплеобразных сапфиров, которые должны были имитировать водяные струйки. К эгрету были созданы и серьги, на которых тоже будто бы зависли капельки синей сапфировой воды.

В правой части эгрета есть специальное крепление в форме цилиндра – в него и должно было вставляться перо, например, страусиное. Однако, судя по портретам Елизаветы Петровны, она любила носить эгретку без всяких перьев, просто как украшение, приколотое к напудренному парику.

При романовском дворе ходила легенда, что такое непростое изделие царскому ювелиру (сохранилось даже его имя, это был Лео Пфистер, из немцев) пришлось сделать в совершенно невероятные сроки – буквально за неделю. Елизавета Петровна была охоча до все новых украшений, и даже когда казна пустовала, заказывала драгоценности в кредит. Можно представить нетерпение императрицы, когда ей доставили большой сапфир – вот и пришлось мастеру поторопиться.

Мозаичный портрет Елизаветы Петровны - из всех сапфировых драгоценностей, которые были у императрицы, до наших дней дошли только серьги и эгрет. Интересно, что на портрете целых два эгрета на парике, и ни в одном из них нет пера
Мозаичный портрет Елизаветы Петровны - из всех сапфировых драгоценностей, которые были у императрицы, до наших дней дошли только серьги и эгрет. Интересно, что на портрете целых два эгрета на парике, и ни в одном из них нет пера
Мозаичный портрет Елизаветы Петровны - из всех сапфировых драгоценностей, которые были у императрицы, до наших дней дошли только серьги и эгрет. Интересно, что на портрете целых два эгрета на парике, и ни в одном из них нет пера

Вероятно, сапфировый набор был одним из любимых аксессуаров, который императрица носила часто. По крайней мере он «засветился» даже на мозаичном ее портрете, созданном итальянским мастером Кокки, приглашенным в мастерскую Ломоносова для обмена опытом по созданию мозаик.

Своячница Елизаветы Анна Леопольдовна, жившая в замужестве в немецком Ростоке, могла привезти моду на эгретки без пера. Два портрета Анны Леопольдовны кисти Луи Каравака
Своячница Елизаветы Анна Леопольдовна, жившая в замужестве в немецком Ростоке, могла привезти моду на эгретки без пера. Два портрета Анны Леопольдовны кисти Луи Каравака
Своячница Елизаветы Анна Леопольдовна, жившая в замужестве в немецком Ростоке, могла привезти моду на эгретки без пера. Два портрета Анны Леопольдовны кисти Луи Каравака

Возможно, манеру носить эгретку без перьев Елизавета переняла у своей родственницы и предшественницы, регентши Анны Леопольдовны, которую Елизавета свергла вместе с малолетним сыном Анны в ходе дворцового переворота. По крайней мере, на поздних портретах Анны Леопольдовны, она тоже написана с эгретом, но без пера.

Еще по теме:

Чудо природы - звездчатые сапфиры: как получается сияние