Дом кино
36 386 subscribers

«Или он, или я»: почему Михаил Ульянов отказывался сниматься с Иннокентием Смоктуновским

49k full reads
54k story viewsUnique page visitors
49k read the story to the endThat's 90% of the total page views
2 minutes — average reading time

В 1970 году недавний выпускник ВГИКа Сергей Соловьёв приступил к съёмкам своего первого полнометражного фильма «Егор Булычов и другие» по одноимённой пьесе Максима Горького. В главной роли начинающий кинематографист видел только Михаила Ульянова, который поразил его сильной драматической работой в картине «Председатель». Перед встречей с легендарным актёром молодой Соловьёв очень боялся, что тому не понравится концепция нового фильма, однако Ульянов внимательно его выслушал и сам загорелся желанием сыграть принципиального промышленника.

«Или он, или я»: почему Михаил Ульянов отказывался сниматься с Иннокентием Смоктуновским

Съёмки шли долго и тяжело. На протяжении нескольких месяцев Михаил Ульянов упорно искал нужные грани характера, оттачивая каждую деталь образа до мелочей. В картину он вложил все силы и рассчитывал на достойный результат. Когда работа над фильмом уже подходила к концу и нервы у всех были на пределе, Соловьёв обмолвился, что на эпизодическую роль трубача приглашён Иннокентий Смоктуновский. Едва услышав эту фамилию, Михаил Ульянов неожиданно встал с места и железным голосом произнёс: «Никогда Кеша не будет играть в этом фильме. Никогда. Ни за что. Или Кеша, или я».

«Или он, или я»: почему Михаил Ульянов отказывался сниматься с Иннокентием Смоктуновским

В недоумении Сергей Соловьёв попытался выяснить, чем же Смоктуновский так не угодил обычно спокойному и сдержанному Ульянову. На что получил ответ: «Придёт Кеша, улыбнётся, дунет в трубу и меня нет!». Почему Ульянов так боялся, что Смоктуновский затмит его даже в небольшом эпизоде, так и осталось загадкой.

«Или он, или я»: почему Михаил Ульянов отказывался сниматься с Иннокентием Смоктуновским

Потерять Ульянова, на котором держалась вся картина, Сергей Соловьёв никак не мог. Ему ещё долго пришлось обманывать Иннокентия Смоктуновского, который то и дело звонил на студию узнать, когда же его вызовут на съёмки. Режиссёр придумывал всё новые оправдания — то разногласия с оператором, то съёмочный брак. Наивный Смоктуновский утешал молодого кинематографиста, что на съёмках всякое бывает, и продолжал ждать приглашения, даже когда картина уже была завершена. Увидев готовый фильм, Иннокентий Михайлович не подал виду, что расстроен. Но обида надолго засела внутри.

«Или он, или я»: почему Михаил Ульянов отказывался сниматься с Иннокентием Смоктуновским

Следующей картиной Сергея Соловьёва стала экранизация пушкинского «Станционного смотрителя». Режиссёр всё ещё мечтал поработать со Смоктуновским и пригласил его на роль Самсона Вырина. Актёр сделал вид, что очень рад такому предложению, и согласился прийти на встречу. Когда договорились о съёмках, Смоктуновский вдруг повернулся и произнёс: «Хотелось бы получить компенсацию за нанесённую мне моральную травму!». С режиссёра он потребовал семь тысяч рублей. А потом просто развернулся и ушёл.

«Или он, или я»: почему Михаил Ульянов отказывался сниматься с Иннокентием Смоктуновским

Бюджет картины был скромный и позволить такие гонорары Соловьёв не мог. В результате Иннокентий Смоктуновский в картине так и не снялся, а роль Вырина досталась Николаю Пастухову. Позже Смоктуновский очень жалел о своём поступке. «Станционный смотритель» ему так понравился, что он позвонил режиссёру и долго извинялся: «Какая это прекрасная картина! И как мне жаль, что я не сыграл одной из лучших в своей жизни ролей. Думал, тебя наказать. Но как я наказал себя!».

Смотрите любимые фильмы в эфире телеканала «Дом кино»!

А что вы думаете об этой ситуации? Пишите в комментариях↓