Памятник Венецианову в Вышнем Волочке

17 May

Представим, что мы выходим из поезда, который доставил нас в старинный городок с красивым названием Вышний Волочек, именуемый иногда Русской Венецией. И пусть будет зима.

Источник фото

В это время года здесь тихо, мало приезжих, туристы предпочитают бывать в этом городе летом. Сейчас каналы его засыпаны снегом, и через них, словно крупные стежки по белому полотну, протянулись следы.

Старые деревья в скверах и по берегам каналов опушил иней, и они напоминают хрустальные фонтаны, кажется, тронь — и зазвенят…

Привокзальная площадь завалена снегом, и автобусы, надрывно урча, пробуксовывая колесами по скользкой дороге, выезжают на ведущую к центру улицу.

С обеих сторон ее смотрят на нас старинные купеческие постройки, особняки — свидетели древних времен.

Источник фото

Торговые ряды в центре города, луковицы церквей, собор над каналом, огромные деревья словно уносят в другую эпоху, в атмосферу маленького провинциального городка, когда в нем могли бывать Радищев и Пушкин, когда в нем мог работать великий русский художник Алексей Гаврилович Венецианов.

Чтобы почувствовать и понять то далекое время, необходимо отвлечься от нашего напряженного ритма, медленно пройти по занесенному снегом виадуку, послушать крики галок на колокольнях, молча постоять на набережной.

Источник фото

Скоро весна принесет с собой оживленный шум и движение: вскроются ото льда каналы, побегут веселые ручьи, зазеленеют молодой листвой вековые деревья.

В синей воде Старо-Тверецкого канала отразится небо, и придут к мосткам женщины полоскать белье.

А если мысленно перенестись в прошлое, то точно такие же серебристые блески студеной воды будут переливаться под женскими руками, выплеснутся из ведер, которые легко понесет на коромысле молодая женщина.

Парк Венецианова
Парк Венецианова

Источник фото

Такое же золотое солнце будет падать на ее косы, и яркий румянец будет говорить о вечной красоте молодости…

Может быть, именно тогда в Вышнем Волочке и увидел ее Алексей Гаврилович Венецианов — красивую, сильную русскую женщину, которая словно сама Весна прошла через все его творчество.

Работа скульптора Олега Комова как бы вводит нас в творческий мир Венецианова, дает возможность стать свидетелями рождения прекрасного.

Скульптор изобразил простую крестьянку, кормящую грудью ребенка, и живописца, пишущего ее портрет.

Источник фото

Это художник и его Модель — тема в искусстве вечная. Волосы женщины упрятаны под кичку, ноги босы; сильные, натруженные руки держат ребенка.

Мы невольно замолкаем перед этой сценой. Наступает тихая пауза — мать кормит дитя. Так же, возможно, она кормила его и в поле, куда брала с собой и где ей приходилось работать от зари до зари.

Эта скромная женщина — муза Венецианова. Благодаря ей оживает кисть в руке живописца, а на полотне рождаются незабываемые образы, исполненные благородства, достоинства и подлинной красоты.

Нежная и лиричная композиция раскрывает образ художника и учителя, отличающийся мягкостью, доброй и вместе с тем большой силой характера.

Источник фото

Фигура женщины с ребенком символизирует не только демократическую направленность всего творчества Венецианова — это обобщающий образ Матери.

Атрибуты композиции — тверской костюм начала XIX века, в который одета женщина, палитра того времени, кисти, мольберт придают образам историческую достоверность.

Но памятник становится не просто портретной фиксацией времени и внешности Венецианова, а поднимается до степени символа, воспевающего Народ, Творчество, Материнство.

И вряд ли кто пройдет мимо этого памятника, не ощутив гармонию в слитности с природой, не услышав сердцем чистую звонкую поэзию человеческих чувств и помыслов.

«Мы должны отображать в своих произведениях духовное богатство наших предков. Оно является сегодня неотъемлемой частью социалистической культуры, ее расцвета».

Эти слова скульптора говорят о преемственности лучших традиций российского искусства — приобщать зрителя к высшим моральным ценностям, воспитывать в нем патриотизм, чувство прекрасного, уважение к прошлому.

Источник фото

И вот на древней тверской земле, в маленьком городе с красивым названием Вышний Волочек, зимой занесенном снегом, а летом утопающем в зелени, где сохранились дома, «видевшие» самого Венецианова, и где, кто знает, может быть, впервые сердце его ощутило силу любви к земле русской, стоит памятник этому удивительному мастеру.

Возможно, вам будет так же интересно узнать историю основания и расцвета города Высший Волочек от Петра 1 до октябрьской революции. Читайте здесь:

https://zen.yandex.ru/media/domturist/v-vyshnem-volochke-ot-petra-1-do-revoliucii-1917-goda-5e9f081ad836344f31c7cb71