Без молекул свободы, но по рекордным ценам. Караван танкеров с российским СПГ дотянулся до Японии по Северному морскому пути

31k full reads
36k story viewsUnique page visitors
31k read the story to the endThat's 86% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Без молекул свободы, но по рекордным ценам. Караван танкеров с российским СПГ дотянулся до Японии по Северному морскому пути

Помните, как совсем недавно американцы в открытую кичились своим сжиженным газом? В 2019 они без малейшего стеснения сообщали подопечным европейцам и не только, что только им дано право обеспечить им весь мир, подвластный гегемону.

В канадском Ванкувере тогдашний замминистра энергетики Марк Менезес впервые на голубом глазу заявил, что наращивание экспорта американского СПГ приобретает "решающее значение для распространения свободного газа по всему миру". Его метафору охотно подхватили коллеги, повсюду рассказывая о тех волшебных молекулах свободы, которыми сумели насытить свой газ.

При этом никто не упрекал американцев ни в нечестной конкуренции, ни в использование углеводородов в качестве политического оружия, не так ли?

И поляков никто не упрекал, когда они первыми в Европе в торжественной обстановке подписали контракт на поставку заокеанского СПГ, и в радостном нетерпении потирали ручки в ожидании будущих огромных барышей, явно замахнувшись на роль самого крупного газового хаба, когда Германия в сотрудничестве с Россией и ее "Газпромом" уже замыслила "Северный поток-2".

Тем временем Россия не забыла сказанное великим Михаилом Ломоносовым еще во второй половине 18-го века о том, что ее могущество "прирастать будет Сибирью и Северным океаном", без излишней помпы осваивая газовые месторождения Ямала и вновь открывая для себя трудный Северный морской путь.

Изменение климата в данный момент как нельзя кстати пришлось. Первые российские газовозы отправились в Азию еще в январе. Сначала сумел удивить уникальный "Кристоф де Маржери", доставивший газ в Китай. Он, как и было задумано, прошел весь сложный маршрут без ледокола, пользуясь принципом двойного действия, заложенным в его конструкцию.

2 июля в японский порт Сендай уже без проблем пришел другой российский газовоз "Николай Урванцев", открыв таким образом новый навигационный сезон на том же Северном морском пути. Судно доставило 100 миллионов кубометров сжиженного газа, проведя в пути всего 18 дней.

Вслед за пионером идут "Георгий Ушаков" и "Эдуард Толль". Первый танкер завершил прохождение СМП, второй - к нему подходит.

Теперь два крайне важных факта.

Первый: российский маршрут в данный период стал чрезвычайно важным для азиатских стран, так как он самый короткий из всех возможных.

Второй: освоение месторождений на Ямале и возрождение Северного морского пути сегодня еще и очень выгодно, так как минувшая зима была в Азии очень холодной. Это обстоятельство обусловило резкий скачок цен на энергоносители, потому сегодня на торгах был зафиксирован очередной рекорд: цена газа поднялась до 470 долларов за тысячу кубометров.

И вот что в этой связи сказал председатель правления «НОВАТЭКа» Леонид Михельсона: "Мы рады, что в этом году летний навигационный период Северного морского пути открыли газовозы с грузами нашего проекта. Эти рейсы являются первыми в истории поставками российского СПГ по Северному морскому пути без ледокольной проводки. Более того, они открывают начало регулярных поставок СПГ по Северному морскому пути, которые стали возможны благодаря уникальным характеристикам СПГ-танкеров ледового класса Arc7, разработанных по заказу «НОВАТЭКа» специально для арктических проектов".

Его слова дополнил видами на ближайшее будущее генеральный директор «Совкомфлота» Игорь Тонковидов: "По нашим совместным с „Новатэком“ планам, эффективная круглогодичная навигация по СМП должна начаться с зимы либо 2023−2024 годов либо 2024−2025 годов".

Но что же конкуренты? В июне США, совсем недавно так кичившиеся своим продвинутым СПГ, и богатый Катар были вынуждены остановить на ремонт некоторые предприятия, сократив таким образом объем поставок на 5%.