30 November 2020
6,1k story viewsUnique page visitors
4,3k read the story to the endThat's 71% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

С момента, как осень позолотила городские ясени, я потерял покой. Чем бы я не занимался, мысли постоянно улетали к далёкому донскому берегу, на котором в эти осенние дни я просто обязан побывать. Там меня ждала нагулявшая за лето жирок донская рыба и уютный пойменный лес...

Только погода немного подкачала: прогноз обещал на выходные усиление восточного ветра. Это было некстати: «вмордувинд» на моём рыбацком месте крайне некомфортен, да и рыбалка в таких условиях менее добычлива.

Как назло, взять отгулы среди недели было невозможно, работа есть работа. Пришлось ждать выходных...

Мне таки удалось вырваться с работы пораньше, чтобы успеть добраться на стоянку до пятничных ростовских пробок. Я спустил лодку на воду, загрузил вещи и проверил мотор.

Перед стартом

Всё было готово к старту, но мой друг увяз в несовершенстве транспортной системы нашего славного города, и мне пришлось маяться в ожидании, бестолку слоняясь по берегу.

К моменту появления Ильи я уже твёрдо осознавал, что разбивать лагерь и забрасывать снасти придётся в полной темноте. Как назло, во время старта срезало шпонку на гребном винте, и мне пришлось потратить ещё несколько драгоценных минут на её замену.

Замена шпонки

Наконец мы покидаем Нахичеванскую протоку и вырываемся к фарватеру реки. Солнце уже прячется за горизонт, а впереди ещё полтора часа пути...

Нахичеванская протока

В сумерках проходим под Аксайским мостом и по протоке Межонка, а дальше путь лежит в полной темноте. Приходится быть крайне внимательным, чтобы не вылететь на мель, не нарваться на плывущее бревно и не врезаться в рыбацкую лодку. У нас–то огни включены, но есть любители стоять ночью на воде без всяких огней.

У Старочеркасска нас ждёт «сюрприз» в виде драги, чистящей фарватер. Очень осторожно проезжаем мимо, прижимаясь к противоположному берегу и помня о металлических тросах–растяжках. Я не люблю эти агрегаты за вред, который они наносят реке, уничтожая кормовую базу донской рыбы. Но тут правду не сыщешь...

Проходим хутор Арпачин, острова, ЛЭП, пристань станицы Манычской... Вскоре я сбрасываю газ, и мы освещаем фонариками берег, к которому собираемся причалить.

Ночной Дон

Наше место на берегу свободно. Видно, что недавно кто-то стоял здесь лагерем. Берег расчищен, тропинки вытоптаны, мусора не видно — хорошие люди отдыхали!

Боже, сколько всего помещается в небольшом «Прогрессе»! И это самое необходимое: перед поездкой  была проведена ревизия и килограммов сорок всяких нужных вещей с сожалением были оставлены на стоянке.

Мы устанавливаем палатки, разжигаем костёр и ставим чайник. Наступает очередь рыбацких снастей. Вскоре первый «плюх» грузила об воду возвестил о начале рыбалки. Доверив контроль звонким колокольчикам, мы садимся ужинать на берегу.

Ночь, луна, тишина

Обычно спокойно поесть не удаётся. В момент укуса, как правило, раздаётся мелодичный звон, и приходится бежать к одному из спиннингов. Чтобы понимать на слух, на каком из двух клюёт, я подобрал колокольчики с разным тоном. Высокий тон соответствует снасти, находящейся выше по течению, низкий — находящейся ниже.

Но ужинали мы в полной тишине...

Вскоре усталость взяла своё, и мы отправились на боковую. Через некоторое время сквозь сон донёсся голос Ильи: «Звенит!». Пока я выбирался из палатки, рыба сошла. Перезабросив спиннинги, я устроился на походном стуле. Через некоторое время мне стало холодно, я пошёл в палатку за свитером и... случайно задремал.

Опять звон колокольчика, опять пустой верхний крючок и злость на себя за проявленную слабость. Одевшись потеплее, я разжёг костёр, заварил крепкий чай, налил его в кружку и отправился на дежурство. Через полчаса я уже тащил первого красавца–рыбца, затем — второго, третьего... К четырём часам утра клёв прекратился, но в садке уже плескались рыбцы, один здоровый «душман», и несколько приличных ласкирей. Просидев ещё немного для контроля, я отправился в палатку...

Утро встретило меня предсказанным сильным лобовым ветром.

В Манычскую на рыбалку. Начало октября

На крючках уже болталась троица довольно приличных окуней, так что вкусная уха была нам обеспечена. После того как улов был помещён в садок, мой взгляд упал на противоположный берег. Красота–то какая!

Всё портил ветер. Рыба при таком ветре здесь не клюёт — подтверждено двадцатилетним опытом рыбалок на этом месте. Но в садке уже плескался хороший «задел», и было решено погулять по осеннему лесу.

Листья ясеня
Место для палаток
Песчаная возвышенность
Поляна на песчаной возвышенности
Листья ясеня

Когда–то этот берег был довольно большим островом, отделённым от «материка» широкой протокой. Теперь в бывшей протоке растёт пойменный лес, по которому довольно интересно бродить. Есть здесь грибы и ежевика, растёт мята и мелисса, много сухого валежника. А в приверхе бывшего острова находится песчаная возвышенность, мысом вдающаяся в речное русло. Хорошее место для рыбалки и лагеря, но теперь это частная территория. Впрочем, гулять по ней не возбраняется.

Мы вернулись в лагерь. Я проверил спиннинги, и снял с крючка очередную пару окуней. В такой ветер и окуни в радость!

Забросив спиннинги, я немного навёл порядок в лагере. Первым делом на видное место был водружён спасательный круг. Это опознавательный знак того, что здесь сейчас находимся именно мы.

В Манычскую на рыбалку. Начало октября

Сюда приезжает несколько устоявшихся коллективов. Есть компания с андреевским флагом, есть с российским. Мы же вывешиваем спасательный круг. К слову, мы давным–давно уже перезнакомились, но этикет соблюдаем всегда. В некоторых случаях это приносит пользу.

А так выглядит наш лагерь с берега. Лес здесь раньше был гуще, но десять лет назад пронёсся смерч и обломал все верхушки тополей.

Вид на лагерь с берега Дона

Когда в том году мы приехали сюда весной, мы просто не узнали этого места: вместо роскошных крон серебристых тополей торчали лишь жалкие истерзанные стволы. Но прошло время, и опять появились кроны, пусть не такие густые, как раньше, но уже создающие прохладную тень в жаркое время.

Чисто для проформы я продолжал подживлять свежих червей и забрасывать снасти. Увы, клёва не было...

На берегу

Приходилось ещё визуально контролировать ситуацию на воде. В последние годы здесь появилось полчище любителей троллинга, с которыми нужно держать ухо востро. Иногда у кого–нибудь из них появляется желание протащить свои воблеры по моим лескам, хотя им тут, на относительной мелкоте, делать нечего.

«Тролль»

Пришла пора заняться обедом. Илья был отправлен за дровами, а я занялся готовкой ухи и жарёхой.

В Манычскую на рыбалку. Начало октября

Пойманные рыбцы были присолены и отнесены в копаный погребок.

Уху я готовлю особую — ленивую. В холодную донскую воду закладывается сразу всё — рыба, потрошки (плавательные пузыри, икра, нутряной жир), некрупная картошка целиком, луковица целиком, помидоры; всё варится до готовности картошки. За десять минут до окончания варки закладываются специи и пучок сухого укропа. Потом настаивается минут пятнадцать и с удовольствием поедается.

Рыбу для жарки подготавливают следующим образом: надрезают через три-четыре миллиметра, обваливают в смеси соли и муки, и жарят до образования золотистой корочки.

Подготовка рыбы к жарке

Надрезать рыбу таким образом, «карбовать» — это способ одновременно избавиться от мелких костей и обеспечить хорошую прожарку. После такой процедуры рыбка съедается почти целиком, за исключением хребта, независимо от природной костлявости, которой особенно грешат ласкири и кругляки.

Процесс

Незаметно наступил вечер. Ветер стих, но рыба в этот вечер решила не клевать. Мы расположились у костра, плотно и вкусно поужинали, посидели на берегу и отправились по палаткам.

Проснулся я очень рано, за час до рассвета. Было тихо. С первой же поклёвки вытащил рыбца, затем второго. Я было воспрял духом, но больше рыбцы не попадались. Им на смену пришли ласкири размером чуть больше ладони. И опять задул противный восточный ветер...

В Манычскую на рыбалку. Начало октября

Больше ничего интересного не происходило. Мы доели уху, пожарили ещё ласкирей и стали собираться. Оставив место в образцовом состоянии, мы сели в катер и помчались обратно в город.

Нас провожали: стаи чаек на песчаных косах...

Косяки перелётных птиц...

В Манычскую на рыбалку. Начало октября

И такие родные, украшенные золотом ясеней, осенние донские берега...

Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!

Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!