Время ветров и ковылей. Майское путешествие. Часть первая

1 June

Свершилось — мы в майских донских степях! Часть самого лучшего времени для путешествий безвозвратно потеряна, но ещё свежа и зелена трава, нет жары и степь местами напоминает цветочную клумбу.

Мы едем познакомиться поближе с гигантскими ветряками Красносулинской ВЭС, недавно давшей первый ток. Нам интересно рассмотреть всё вблизи, потому что до этого мы видели их только с трассы М-4.

Но эта цель не довлеет над нами, и мы часто останавливаемся: даже простецкие придорожные лесополосы сейчас радуют глаз своей свежестью. И каждая такая незапланированная остановка приносит немало эмоций и сюжетов для фотографий.

Останавливаемся у террикона, тут у меня есть задача: пополнить запасы демонстрационных образцов. Мне довольно часто приходится рассказывать людям о природе донского края, а рассказ без показа — ничто, особенно если дело касается того, на чём стоим — то есть геологии.

Но даже чёрный террикон в антураже майской природы хорош, и вокруг него вьётся множество сюжетов — в буквальном и переносном смысле!

Полёт пчелы над цветком шиповника на фоне террикона

Лазя по шатким камням террикона чувствую себя не очень уверенно. Да, почти два месяца без физических нагрузок сказались на моей форме не лучшим образом! Приходится идти очень осторожно: сделал шаг, закрепился и рассматриваешь куски породы с одной точки. Это не очень эффективно, но достаточное количество образцов всё же удаётся собрать.

Небольшая друза пирита в аргиллите

Дорога начинает спускаться в долину Лихой. В живописной низинке утопает в зелени старый хутор Божковка. Место примечательное: две балки впадают в долину друг напротив друга, образуя вместе с рекой крест. Я знаю другие хутора в таких местах, например Дядин, в легендах об основании которого упоминается его расположение в центре природного «креста» из балок, которое должно было способствовать процветанию хутора.

Такие «кресты» здесь не редкость и обусловлены складками этой части Донецкого кряжа. Официальная же легенда об основании Божковки такова: хутор, основанный есаулом Бобриковым, был отдан в приданое помещику Божкову. Менее эзотерично, но похоже на правду.

Выезжаем за хутор и поднимаемся на небольшую горку. Вокруг сельскохозяйственные развалины, и на их фоне вращающиеся крылья ВЭС смотрятся немного жутковато.

В развитие темы старого и нового

А остановились мы не из-за этого сюжета, и не из-за печальных развалин. На покатых склонах вдоль дороги серебрятся под ветром ковыли, а над ними покачиваются печальные соцветия шалфея поникающего — «индюшки».

Шалфей поникающий, Salvia nutans

Наше внимание привлекли камни, виднеющиеся на вершине холма по другую сторону дороги. В первый момент мне показалось, что это развалины МТФ, но присмотревшись понимаю, что это довольно протяжённая гривка известняка. И путь к ней ведёт через волнующееся ковыльное «море». А сверху должен открыться вид на долину Лихой.

Путь к камням

Левобережье Лихой имеет особую красоту. Это царство классического грядово-ложбинного рельефа, представляющего собой чередование протяжённых холмов и понижений. Очень похоже на застывший зелёный океан, и сходство подчёркивают каменные гребни на вершинах, похожие на окаменевшую пену.

Мы поднялись к серым камням. Были видны зелёные поля, участки леса, дорога, а вот водного зеркала реки видно не было, хотя догадаться, где находится её русло было нетрудно. Но только догадаться, потому что вдоль него тянулся какой-то длинный невысокий забор.

Я прошёлся вдоль гривки к группе из нескольких деревьев, видневшихся невдалеке. Там оказалось «место отдыха», с непременным мусором. Гневную публицистику я не снимаю, поэтому ограничился лишь общим планом «стихийного места отдыха населения».

Каменный гребень
Вы реку Лихую видите? А она там есть!
«Место отдыха»

Отсюда хорошо просматривались окрестности, включая дороги. Мы наметили маршрут к группе «ветряков», спустились к машине и выехали на степную дорогу. Справа виднелся ещё один длинный холм с каменным гребнем, с вершины которого мог открываться хороший вид на ВЭС.

Холм и ВЭС

Останавливаемся на обочине напротив самой высокой точки холма. Путь лежит через глубокую балку, заросшую леском. Спускаемся по найденной «скотской» тропке в байрачный лес. Здесь разнообразие растительности: тёрн, бузина, клён татарский, бересклет, берест, есть группы тополей. На дне балки видно сухое ложе ручья. Переходим его и начинаем подъём по склону.

Дно балки
Склон холма
На склоне

Пытаясь пройти между камней на вершину, чудом не касаюсь куста ясенца. Вот было бы открытие сезона ожогом! Фотографирую коварное растение и ищу другой путь.

Ясенец

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! С вершины ничего не видно, «ветряки» оказываются наполовину закрытыми следующим холмом! Это никуда не годится, но не зря же мы сюда лезли — надо хотя бы осмотреть эту гривку, что тут интересного...

«Ветряк» за холмом

С первого же шага натыкаюсь на редкие растения. Среди серых известняков всюду растёт астрагал чашечковый. Он в Красной Книге Ростовской области, потому и знаю. А вот второе растение с жёлтыми цветами, к стыду моему, вспомнить не могу... Но красиво смотрится, куда симпатичнее вздутых чашечек астрагала!

Астрагал чашечковый, Astragalus calycinus

Не забываю поглядывать на машину, белеющую вдалеке и вовремя замечаю опасность — коровье стадо в сопровождении пастуха в маске.
Надо возвращаться к машине, причём очень быстро: она на пути стада...