Власти Петербурга вернулись к проекту тоннеля у моста А. Невского на правом берегу

В Санкт-Петербурге вернулись к проекту строительства тоннеля у моста Александра Невского на правом берегу Невы. Здесь планируют построить развязку, как на противоположном берегу, чтобы организовать сквозное движение по Малоохтинской набережной. В 2015 году у проектировщиков возникли сложности, в связи с чем проект на какое-то время отложили. Сейчас вся документация готова, остается пройти госэкспертизу и определиться с конечной стоимостью работ. Предварительно это 3,5 млрд рублей. Конкретики по началу строительства пока нет - в городском бюджете средства еще не предусмотрены.

История проекта

Впервые про тоннельную развязку на правом берегу власти заговорили в 2011 году. Борис Мурашов, который тогда возглавлял комитет по развитию транспортной инфраструктуры, озвучил этот проект как частичную альтернативу Орловскому тоннелю. По словам Мурашова, функцию тоннеля по проезду с левого берега на правый должны были взять на себя две развязки: у Большеохтинского моста на Красногвардейской площади и у моста Александра Невского.

К разработке предпроектной документации приступили в 2012 году. Основной сложностью при проектных работах было организовать строительство тоннеля таким образом, чтобы не повредить магистральный коллектор, который проходит под мостом. «В 2015 году проект приостановили, и Дирекция транспортного строительства как основной заказчик провела дополнительные мероприятия, чтобы увязать проектные решения с существующими сетями. Было доказано, что строительство никакого влияния негативного на существующие сооружения не окажет», - пояснил на публичных слушаниях по проекту 17 декабря руководитель проекта Дмитрий Лиуконен из ООО «НИПИИ «Севзапинжтехнология».

Сквозной проезд по набережной

По проекту на пересечении Малоохтинского проспекта (Малоохтинской набережной) и Заневского проспекта предполагается построить открытый тоннель, аналогичный тому, что был ранее введен в эксплуатацию с противоположной стороны моста Александра Невского на Синопской набережной.

«В рамках данного проекта мы позиционировали организацию сквозного движения по Малоохтинской набережной с беспрепятственным пересечением потоков. Предполагается, что с Малоохтинской набережной движение будет осуществляться поверху по трем полосам, в сторону Большеохтинского моста транспорт поедет по тоннелю. Проектом предусмотрено строительство тоннельного пересечения с открытой частью, для съезда и заезда на мост Александра Невского возведут рамповые части», - пояснил Дмитрий Лиуконен.

Весь участок будущей развязки окружен существующей застройкой, поэтому вариант строительства эстакады на уровне второго этажа здесь не рассматривали. Важна и экологическая составляющая, отметил представитель проектной организации. Чем выше поднять движение, тем выброс в атмосферу вредных газов будет больше. При движении в тоннеле будет снижено не только количество выбросов, но и шумовое воздействие.

Схема движения будет выглядеть следующим образом. Тем, кому нужно проехать по набережной на юг, едут вдоль рамповой части. Для поворота налево, на мост Александра Невского, будет предусмотрена буферная зона со светофором. В обратном направлении, если нужно заехать на мост, то не нужно спускаться в рамповую часть, а просто проехать поверху и повернуть направо. Если вы едете на север по набережной, то спускаетесь в тоннель.

«Схема съездов и заездов принципиально остается прежней, только мы исключаем тот огромный поток, который двигался в прямом направлении. Фазы светофоров будут гораздо длиннее, пробок станет меньше», - отметил Дмитрий Лиуконен.

Однако с этим не согласились некоторые местные жители, присутствовавшие на публичных слушаниях: «Такой дорогостоящий объект, а конфликтные точки все равно останутся. Вы убираете только два светофора. Пробки как были, так и будут».

Как будет вестись строительство

Проектировщики предлагают такую технологию, которая позволит строить развязку без вмешательства в конструкцию мостового перехода. Устой моста затрагивать также не будут, рядом с ним остается одна полоса для заезда на мост Александра Невского в сторону центра. Для обустройства тоннеля придется вырыть котлован глубиной 8 м. Для свайного основания будут использовать технологию Jet Grouting (струйная цементация грунтов), которая позволит без вибрации укрепить грунт для дальнейшего строительства рамповой части. На конструкции моста эти работы не должны оказывать никакого воздействия.

Первый этап работ - уширение проезжей части Малоохтинской набережной, займет порядка 1,5 лет. Второй этап - строительство тоннеля с рамповой частью, это еще около двух лет. Набережную будут расширять за счет большой разделительной зеленой полосы между проезжими частями, деревья вдоль набережной и акваторию Невы затрагивать не будут.

На период строительства будут задействованы прилегающие улицы. Изменится организация дорожного движения на улицах Таллинской и Стахановцев, последнюю, в частности, сделают односторонней. На втором этапе работ, когда будут строить тоннель, и отсечется возможность въезда с набережной на мост, именно на эти улицы ляжет основная транспортная нагрузка. Чтобы организовать въезд на мост с набережной (со стороны Большеохтинского моста) при строительстве рамповой части сделают пробивку Перевозного переулка до набережной. Он тоже будет перехватывать транспорт.

Что дальше?

После публичных слушаний и утверждения градостроительной документации правительство Санкт-Петербурга уже существующий инженерный проект тоннеля отправит на согласование в Главгосэкспертизу. В ходе нее определится конечная стоимость работ. После этого заказчик объявит конкурс на строительство объекта, стоимость которого предварительно составляет 3,5 млрд рублей. Такую сумму озвучил КРТИ. В бюджете этих средств пока нет, комитет планирует подать заявку на включение тоннеля в адресно-инвестиционную программу во время весенних поправок в бюджет в 2019 году. Поэтому о начале строительных работ пока говорить рано.

Дарья Кильцова

Фото: «ДорИнфо»