Леса нет но вы держитесь: как мы в Минлесхоз за лесом ходили

Сегодня снова лонгрид. Наболело.

Напомню: мы хотим получить от государства лес для строительства. Это можно сделать, заключив договор купли-продажи лесных насаждений с Минприроды. Цена куба выгодно отличается от рыночной. Начало истории здесь.

Вчера с супругом посетили отдел лесораспределения (кажется так называется) нашего республиканского Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды. Там милейшие молодые люди – чиновники Минприроды, похожие больше на менеджеров среднего звена чем на лесников, объяснили нам интересные вещи.

В нашей республике все леса, кроме заповедника «Большая Кокшага» и ФГБУ Национальный парк «Марий чодра» находятся в аренде на 30-40 лет. Таким образом более 90% лесов в лесной республике арендованы какими-нибудь ООО.

Такое положение вещей вполне законно: оно напрямую допускается нормами Лесного кодекса, принятого в 2006 году. Кодекс упразднил лесхозы, а их функции по лесовосстановлению передал частным лицам – арендаторам. По чудесной случайности из 38 арендаторов 23 – это бывшие лесхозы, которые после реформы стали ООО.

Теперь лес выделяется не напрямую Минприроды, а через заключение доп.соглашения с аредаторами лесных участков. Этим же доп.соглашением и установлен лимит кубатуры делового двойного леса, выделяемого в год на нужды населения. Так в ближайшие 30-40 лет в зависимости от арендатора этот лимит составляет 2000 кубов в год на один район республики. То есть, в среднем, на 10 человек в год.

Очередь формируется каждый год новая. Но первоочередное право заключения договора имеют погорельцы, а их каждый год по 3-5 человек. Поэтому договоров с гражданами заключается так мало. Поэтому получить лес в этом году шансов уже нет – лимит уже исчерпан.

Мы ушли из Минприроды в задумчивости. Дома проверили полученную информацию в открытых источниках – да, всё верно, инфа совпадает. Теперь думаем что с ней делать.

С одной стороны, это хорошо, что договора аренды заключены на 30 лет. В Финляндии, к примеру, разрешалось заключать на год-два. Арендаторы-предприниматели вырубали деловой лес, получали прибыль, а потом расторгали договор, банкротили фирму и жили себе преспокойненько. а лес так и оставался не восстановленным.

Сейчас все заботы по восстановлению лесонасаждений, устройстве дорог противопожарного и лесохозхяйственного назначения, минерализованных полос лежат на плечах арендаторов и проводятся за их счет.

Контролируют лесозащиту и лесовосстановление чиновники Минприроды и филиалов государственных межрайоннных управлений лесами (тоже созданы на базе лесничеств).

То, что арендаторами стали в большинстве своём бывшие лесхозы, тоже не так уж плохо: лесовосстановление не отдано на откуп бизнесменам, не имеющим представления о лесном хозяйстве. Удалось сохранить и квалифицированные кадры, и технику.

Мы как обыватели со своей стороны не можем оценить качество работ по лесовосстановлению и противопожарному устройству. Но в той же Финляндии, к примеру, чтобы прибыль была больше, коммерсанты старались сократить расходы на восстановление лесонасаждений, очистку и санобработку лесов, создавали лишь видимость устройства противопожарных полос.

Без специальных знаний и техники мы, обыватели, не сможем оценить, должным ли образом осуществляется контроль Минприроды или по старому русскому обычаю всё базируется на "откатах".

Это печально очень.

Итак по итогам полученной информации у нас возникло несколько вопросов, получив ответы на которые мы сможем понять, можно ли изменить ситуацию с выделением леса.

На основании каких расчетов и кем был установлен лимит выделения леса гражданам в 2000 кубов? Почему он не меняется от года к году? Последние лесотаксационные мероприятия проводились в республике в 2016 году, других сведений открытых источниках мы не нашли.

Может ли быть оспорено в суде доп.соглашение и почему сведений о нём и о договорах аренды нет в открытых источниках?

Почему очередь каждый год формируется заново если нуждаемость в лесе у граждан не пропала?

Ст 5.1 Лесного Кодекса гласит, что информация о лесах является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ граждан и юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами. Информация о лесах размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих
полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Так почему же деятельность ООО не прозрачна? Где вся эта информация? Тут как с госзакупками: всё, что происходит за закрытыми дверями ООО, является коммерческой тайной. И мы не узнаем, как именно расходуются гос.средства.

Мы будем и дальше разбираться в этом. Если у кого-то есть опыт или знания чтобы помочь нам, пишите, пожалуйста, ваша помощь неоценима! Почта Downshifting37@yandex.ru

Дело ведь не только в получении леса. Дело ещё и в том, что наша уникальная и сказочная марийская тайга может пострадать от недобросовестных действий чиновников и коммерсантов.

А доверия к чиновничьему аппарату у нас давно уже нет. Кемерово это еще раз убедительно доказало.

Подписывайтесь на канал и ставьте "лайк" чтобы не пропустить новые публикации!