Дом-музей Виктора Васнецова

21 December 2019

Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова входит в состав комплекса Третьяковской галереи и посвящён творчеству великого русского художника. Здание было спроектировано самим Васнецовым. Руководство при строительстве он осуществлял с помощью 24-летнего архитектора Михаила Приемышева. Эскизы внутреннего и внешнего убранства дома разрабатывал сам художник. В 1891 году была приобретена земля и началась работа над проектом, а в 1894 году Виктор Михайлович со своей семьей переехал в новый дом.

Проект сочетает в себе элементы модерна и древнерусского зодчества – так родился неорусский стиль, создателем которого и стал Виктор Васнецов. Этот дом вдохновил других архитекторов, например, Алексея Щусева создавать подобные здания. Стиль стал развиваться и активно использоваться при проектировании. Художнику удалось совместить в конструкции архитектурные формы и элементы разных времен. В композиции деревянного особняка также прослеживаются мотивы северного зодчества. Весь дом – это хранилище дела рук великого художника.

Первый этаж выполнен из массивных бревен, покрытых штукатуркой. Для архитектуры Москвы того времени этот метод был редкий, т.к. в основном строили каменные палаты. При декорировании фасада художник избегал вычурности, поэтому все элементы декора, очень сдержанные и минималистичные. Древнерусское зодчество предполагает украшение окон, но художник использует не резные деревянные наличники, а лепные колонны в форме кокошников. Под карнизом дома и фронтом кровли располагается лепнина. Правильные геометрические формы, четкость линий, все это также характерно для модерна, в котором выполнен первый жилой этаж. На второй этаж ведет лестница с бочкообразным покрытием.

Второй этаж дома построен и спроектировал более традиционно в форме шатра. Сруб не закрыт слоем штукатурки, и дерево имеет натуральный благородный цвет. Здесь находились мастерская и кабинет художника. Окна высокие и расположены близко друг другу, чтобы обеспечить комнату площадью 110 квадратных метров с потолками высотой 6 метром достаточным количеством света. По всему периметру крышу украшают причелины, выполненные в форме небольших треугольничков, сохраняя баланс элементов декора первого и второго этажей. Белый фасад, зеленый цвет кровли, натуральное дерево – все это очень гармонично смотрится и сочетается между собой.

На первом этаже находятся комнаты жены и детей. В стиле XVII века спланирована гостиная с высокими потолками подобная боярским палатам. Столовая, которая располагается тут же, выглядит как крестьянская изба. Дом имеет две печи, чтобы обогревать столь просторные помещение. Элементы декора и внутреннего убранства подобраны со вкусом. Как правило, вся мебель выполнена из дерева. Лавки, столики, стулья, комоды, буфет, большой обеденный стол, сундуки, полочки – все украшено резьбой и, порой, имеет причудливые формы, представляющие собой отельные произведения искусства, автором которых являлся Васнецов.

Сам художник работал над созданием внутренней атмосферы. Чтобы сделать интерьер уютнее, мягче и по-настоящему домашним Виктор Михайлович прибег к помощи текстиля. Шторы на окнах, салфетки и половики выполняют не только декоративную функцию, а также помогают сохранить тепло в доме в холодное время года. Выдвижные ящики обеденного стола художник расписал полевыми цветами, а дверцы кухонного стола — птицами.

Дом Виктора Михайловича Васнецова очень любила московская интеллигенция. Его гости были известные художники, писатели, философы. В 1895 дом посетил московский генерал-губернатор Сергей Александрович с супругой, который двумя годами ранее разрешил Васнецову построить здание на два аршина выше положенной для деревянного сооружения нормы. Однажды, в доме пел Федор Шаляпин, который позже с восторгом вспоминал теремок в своих заграничных мемуарах.

«Замечателен был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный. Нечто среднее между крестьянской избой и княжеским теремом. Не из камней сложен — срублен из дерева. Внутри не было ни мягких кресел, ни кушеток — вдоль стен сурово стояли дубовые, простые скамьи, в середине стоял дубовый, крепко сложенный простой стол без скатерти, а кое-где расставлены были коренастые табуреты. Приятно было мне в такой обстановке, исключающей всякую фальшь…»

Из мемуаров Ф. И. Шаляпина

Художник и его семья прожили в доме до 1926 года. После смерти Васнецова члены его семьи обратились в правление Третьяковской галереи с заявлением об обустройстве в доме постоянной выставки. В организации экспозиции также принимали участие живописцы Михаил Нестеров и Павел Корин. Выставка открылась в 1927 году и состояла из 212 экспонатов: живописи, предметов быта и графики художника.

«Дом наш опустел – словно душа отлетела из него – все тут было его, носило его отпечаток – страшно коснуться чего-либо, изменить что-либо. Наше общее решение – все сохранить как было – устроить что-то вроде дома-музея…»

Алексей Васнецов

https://kelohouse.ru/vasnecov.html

Подробнее о наших проектах вы можете посмотреть в наших видео:

Облет дома-проект Царский Терем

Проект дома в Суздальском стиле-облет

Облет дома-проект в стиле ар-нуво

Облет дома в сказочном стиле

Проект бани Кенозеро 34 м2-облет

Проект бани из лафета-Каргополье

Терем-баня

Эскизный проект Терема в неорусском стиле

Зрелищный облет дома в рустикальном стиле

Музеи:

Музей деревянного зодчества Семёнково-облет

Музей Малые Корелы-облет

Музей деревянного зодчества Витославицы

Этномир Древнерусский дворец и Русская деревня-облет

Танго Терема

Облет рубленного дома в процессе строительства

Боярский Терем

На нашем канале представлены различные направления архитектурного творчества. Вы начнете смотреть на город другими глазами, поскольку станете разбираться в архитектуре. У вас сформируется свое собственно чувство стиля и вкуса, что важно и ценно для всего нашего коллектива. Мы познакомим вас с архитектурным творчеством – от канадских домов и русского деревянного модерна – до домов, выполненных в древнерусском стиле и архитектурных мотивов царской резиденции в Измайлово.
Перейти на канал