Назначение электронного блока управления, неисправности, ремонт

22 June 2019

Назначение электронного блока управления, неисправности, ремонт

Конструкция автомобиля постоянно усложняется, любое современное транспортное средство состоит из массы всевозможных датчиков и электронных систем. Даже самый простой автомобиль с инжекторным двигателем может включать 50 и более микропроцессоров, предназначенных для поддержания стабильной и бесперебойной работы силового агрегата. На первый взгляд может показаться, что электронная система значительно усложняет понимание основных принципов работы двигателя и его составляющих. Но на практике с внедрением электроники произошло упрощение работы главных систем транспортного средства, повысился комфорт и уровень безопасности водителя, пассажиров. Вполне логично, что «жизнедеятельность» и корректная работа электронных устройств невозможна без единого «мозгового центра», которым в автомобиле выступает блок управления, он же контролер или ЭБУ. В рамках этой статьи расскажем, что такое ЭБУ, рассмотрим устройство, назначение и распространенные неисправности «мозга» автомобиля.

Что такое ЭБУ: назначение и устройство

Появление сложных систем в автомобиле, контролирующих процесс образования топливно-воздушной смеси, обеспечивающих точную и своевременную подачу горючего в цилиндры двигателя, напрашивалось давно. Каждая система включает датчики, механические исполнительные устройства. Без блока управления все датчики и устройства были бы всего лишь бесполезным пластиком, металлом или микросхемой. Контролер принимает входящие импульсы, обрабатывает информацию с помощью специального программного обеспечения и отправляет исполнительным устройствам определенные команды. Простой пример: датчик положения дроссельной заслонки информирует блок управления о положении ДЗ; на основании этих данных рассчитывается состав топливно-воздушной смеси, определяется момент зажигания. То есть, если ДПДЗ будет работать неправильно или вовсе выйдет из строя, нарушится нормальная работа двигателя. Водитель поймет это по нестабильным оборотам, «провалам» динамики, увеличенному расходу топлива. 

Как правило, чем дороже автомобиль, тем больше всевозможных систем, отправляющих контролеру информацию о состоянии главных узлов и агрегатов. Итак, с тем, что такое электронный блок управления, мы разобрались, теперь самое время ознакомиться с устройством контролера. Многие начинающие автолюбители ошибочно полагают, что ЭБУ – ничто иное, как компьютер или ноутбук, но только без дисплея. Блок управления чаще всего скрывается под пластмассовым или алюминиевым корпусом. Внешне простая, небольших размеров коробка с толщиной максимум 10 сантиметров и двумя выходными разъемами под CAN шины. Именно эти разъемы необходимы для установления надежной связи контролера со всеми остальными электронными компонентами автомобиля. Связывает блок управления с компьютером только наличие внутренней памяти, представленной большой платой, и разделенной на несколько частей: ППЗУ, ОЗУ и ЭРПЗУ. 

Еще одна важная внутренняя составляющая контролера – программное обеспечение или простыми словами «прошивка». Контрольные микросхемы предназначены для поиска и устранения ошибок, возникших в результате сбоя в работе датчика или исполнительного устройства. Эти ошибки модули стараются устранять без помощи водителя, но в большинстве случаев на приборной панели автовладельцы замечают активированный индикатор Check Engine. Это значит, что ошибка серьёзная и без сторонней помощи устранить её невозможно. 

Источник http://drivedrom.ru