Российские власти закручивают гайки частному извозу

22 June 2019

Депутаты Госдумы много лет занимаются проблемой нелегальных перевозок. Однако законопроекты, призванные сделать эту сферу более цивилизованной, принимаются очень медленно. Бумажная волокита затягивается на годы, поскольку в парламенте нет мощного лобби, заинтересованного в ускорении законодательных процедур.

После появления агрегаторов пассажирам стало удобнее пользоваться такси, но проблем по-прежнему хватает. Подрабатывать извозом сегодня может практически любой человек, имеющий права и автомобиль. Многие водители работают без лицензии, таксуют днем и ночью, не высыпаясь в погоне за заработком. Некоторые ведут себя агрессивно, возят людей на стареньких автомобилях, нарушают ПДД. Все это, естественно, беспокоит пассажиров. Утешает людей лишь появление новых дешевых такси, но за низкую цену редко оказывают качественные услуги.

Агрегаторы такси

Одна из основных проблем, мешающих отечественному такси встать на цивилизованные рельсы, – водители, не имеющие разрешения на перевозку. По оценкам экспертов, таких таксистов в России около 90%. Нелегалы быстро оценили преимущества интернета и службы заказов – многие стали работать через приложения. Они связываются с пассажирами якобы с помощью информационной рассылки, однако по факту – работают в службах заказов. Информаторы за деньги могутдаже сделать лицензию водителю, который, например, имеет проблемы со здоровьем или не знает города. Все это отнюдь не способствует качеству оказания услуг. Пассажиру сегодня никто не может гарантировать безопасность поездки. Да и в случае аварии спросить будет не с кого.

В России существуют серьезные законодательные пробелы в сфере легковых перевозок. Соответствующая судебная практика весьма противоречива. Не редко возникают вопросы разграничения составов админправонарушений в сфере соблюдения ПДД и предпринимательской деятельности.

На сегодня проблема №1 – диспетчерские службы, которые зарабатывают хорошие деньги, но не несут никакой ответственности и не стремятся обеспечить должное качество услуг. В ФЗ №69, который регулирует сферу легковых перевозок, отсутствует понятие «такси». Соответствующее определение имеется лишь в правилах, утвержденных Кабминомв далеком 2009 году. Между тем правила перевозки пассажиров являются по сути лишь подзаконным правовым актом. В этом документе в определении такси упоминается публичный договор фрахтования. Получается, что публичность договора фрахтования – основное отличие легального такси от «бомбилы». Эксперты полагают, что нашей стране нужен новый закон, в котором будет дано определение легковому такси.

Какие законодательные изменения ждут рынок легковых перевозок?

Депутаты готовят ко второму чтению законопроект, регламентирующий деятельность агрегаторов такси. В документ собираются внести поправки, призванные обеспечить контроль за усталостью водителя. Каждый таксист получит персональную карту, с помощью которой будет фиксироваться время, проведенное за рулем автомобиля. Водителям не дадут менять агрегаторы ради переработки. Подобная система себя уже хорошо зарекомендовала в городском транспорте.

Глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев утверждает, что каждое такси будет под контролем ГЛОНАСС. То есть, появится возможность определить, в какой точке маршрута находится любой автомобиль. В машинах будет вестись контроль за режимом труда водителя. Желающим возить пассажиров ограничат рабочий день восемью часами.

Особенно рьяно взялись за нарушителей правил перевозок власти Подмосковья. Они приняли решение отправлять на спецстоянки автомобили нелегалов, и держать их там, пока рассматривается дело об админ. правонарушении.

А еще в России собираются создать черный список таксистов, попавших в немилость к клиентам. Его будут пополнять водители, на агрессивное поведение которых жалуются пассажиры. Эксперты уверены, что после ужесточения законодательства и усиления контроля за перевозками дороги станут безопаснее, поскольку количество нелегалов уменьшится. Соответственно, цены пойдут вверх. Однако власти больше волнует увеличение поступлений в бюджет от выдачи лицензий.

Как выбирать такси пассажирам?

Сейчас 90% рынка приходится на диспетчерские службы – агрегаторы. Раньше легковыми перевозками занимались таксопарки, но их в стране практически не осталось. В прошлое постепенно будут уходить заказы такси по телефону: их вытесняют мобильные приложения. Новые технологии – это конечно здорово, но пассажирам не стоит ставить во главу угла низкие тарифы. Как говориться, скупой платит дважды.

В настоящий момент тарифы значительно ниже, чем 5-10 лет назад. Сотрудники служб такси утверждают, что такое положение дел сложилось по причине оптимизации расходов. Раньше дождаться автомобиль было сложнее: порой приходилось терять на это 30-40 минут. Водители, в свою очередь, тратили много времени и бензина впустую. Сейчас с этим проще: пассажир может через мобильное приложение найти ближайшего таксиста, которому это тоже очень выгодно – не нужно ехать на большое расстояние за другим клиентом.

Вот только службы такси и компании, зарабатывающие на мобильных приложениях, не думают о безопасности пассажиров. Поэтому лучше выбирать городское такси с хорошей репутацией и водителями с лицензиями. Каждый клиент имеет право перед началом поездки спросить о лицензии у водителя. При желании можно проверить ее наличие по госномеру. За работу без лицензии таксистам грозят серьезные штрафы.

Садясь в такси, будьте внимательны. Посмотрите, что за водитель приехал на вызов: в каком он физическом состоянии, насколько адекватен. Если от таксиста идет запах алкоголя или он засыпает на ходу – откажитесь от поездки.