Торги за остатки былого величия: знаковый Jaguar D-Type пойдёт с молотка

18.01.2018

Это в наши дни Jaguar официально в гонках не представлен, если не считать заезды электромобилей Formula E и готовящийся монокубок электрокроссоверов Jaguar I-Pace eTrophy, но были славные годы успешного участия британской марки в главных гонках планеты. Но сейчас остатки былого величия всплывают на аукционах, как это случилось с Jaguar D-Type.

Спорткар Jaguar D-Type, выигравший «24 часа Ле-Мана» 1955, 1956 и 1957 годов, стал преемником успешной гоночной модели Jaguar C-Type, позаимствовав у неё ряд механических компонентов и рядный шестицилиндровый двигатель семейства XK, который по ходу жизненного цикла пришлось делать в разных вариантах объёма.

Что касается самого D-Type, то эта модель стала во многом знаковой для мирового автопрома в целом, а не только для марки Jaguar. Именно на этой машине марка одной из первых применила характерный ранее для авиации подход к аэродинамике, кроме того, автомобиль был в числе первых, которые использовали в основе конструкции монокок (алюминиевые кузовные панели и алюминиевый монокок), а вместо традиционных барабанных тормозов на всех колёсах стояли дисковые.

Аэродинамически эффективный автомобиль массой 880 килограммов с малой площадью фронтального сечения, установленные за местом водителя подголовника и «плавником» позволяли Jaguar D-Type на прямой Mulsanne Straight развивать 172,8 мили в час (278 км/ч) против 160,1 мили в час (256 км/ч) у тогдашних конкурентов из Ferrari.

Всего Jaguar сделал с 1954 по 1957 годы 71 экземпляр D-Type, в число которых входили 53 спорткара для частных команд и 18 машин для заводских гонщиков. И машина, о которой я хочу рассказать, относится именно к заводским.

3 июня 1954 года из ворот завода Jaguar вышел окрашенный в традиционный цвет British Racing Green спорткар D-Type с шасси №XKD 403 и двигателем №E 2003-9. Машину поставили на учёт, получив номера OKV 2, но в основном ей уготовано было ездить по гоночным трассам.

Стирлинг Мосс и Питер Уокер вышли на старт в Ле-Мане, где после 12 часов гонки сошли из-за проблем с тормозами. В следующей гонке «12 часов Реймса» машина вновь не смогла добраться до финиша из-за неполадок и впервые клетчатый флаг спорткар увидел на гонке «Турист Трофи», где машиной управляли уже Питер Уайтхед и Кен Уортон, а под капотом у неё стоял новый 2,5-литровый мотор №E 2005-9.

Потом спорткар и вовсе переквалифицировали в тестовый экземпляр с 3,4-литровым двигателем №E 2004-9, на котором трудился тест-пилот Jaguar Норман Дьюис — как он сам отмечал, автомобиль внёс большой вклад в дальнейшие успехи марки в гонках.

В 1955 году шасси №XKD 403 участвовало в ряде не самых значительных соревнований, а также использовалось на тестах заводских пилотов перед суточной гонкой во Франции — в частности, за рулём машины отметились Стирлинг Мосс, Питер Уокер, Майк Хоторн, Дункан Гамильтон, Джек Фэйрмэн, Питер Уайтхед, Кен Уортон, Боб Берри, Джимми Стюарт, Десмонд Титтерингтон, Дон Бьюмэн, Питер Блонд, Айвор Бьюэб, Норман Дьюис, Рон Флокхарт, и Ниниан Сандерсон и другие гонщики.

В мае 1955 года D-Type был продан менеджеру по связям с общественностью Jaguar Бобу Бродвею, который стартовал на машине в разных гонках, причём не всегда без потерь для автомобиля. Но, будучи связанным с производителем, он неоднократно привозил спорткар на завод, где его ремонтировали и немного модернизировали от случая к случаю.

На протяжении нескольких лет автомобиль сменил ещё нескольких владельцев, пока на 17 лет не осел в одних руках, а точнее даже, в одном гараже. Заточение закончилось в 1980 году очередной перепродажей — новый хозяин отметил, что доставшийся ему Jaguar D-Type отличался отличной сохранностью и практически исчерпывающим пакетом документов, отражавшим как историю владения, так и ремонта автомобиля.

Затем последовала очередная карусель перепродаж, пока машина не попала сначала к Роберту Куперу из Глостершира, который ездил на машине и посещал в том числе фестивали Jaguar Factory Cavalcade в Ле-Мане в 1996 и 1997 годах, а затем продал спорткар эксперту и историку Терри Ларсону из Меса, штат Аризона. Этот хозяин накатала на автомобиле 20000 миль — участвовал в гонках в Гудвуде, а на Monterey Historics за рулём машины дважды стартовал Норман Дьюис, что в своё время участвовал в создании D-Type!

Именно Терри Ларсон проделал наиболее выдающуюся работу по сбору документов, описывающих историю попавшего ему в руки Jaguar с номером шасси №XKD 403, а также не томил машину в гараже и периодически «выгуливал» её на исторических гонках и фестивалях, выставляя в том числе в 2010 году на легендарном конкурсе автоэлегантности Pebble Beach Concours d’Elegance. Но в 2011 году спорткар в очередной раз сменил владельца и в 2018 году вновь перейдёт в новые руки…

Jaguar D-Type с этих страниц стал одной из 5 выпущенных в 1954 году заводских машин, а в 50-е он принимал участие более чем в 55 гонках, 24 из которых он закончил на подиуме и в 5 одержал победу.

В активе автомобиля — прозрачная история, заводские документы, уникальные личные записки Нормана Дьюиса и Боба Берри, документация FIA и подтверждения всех работ, выполненных заводскими специалистами марки на протяжении всей жизни автомобиля.

На аукционе RM Sotheby’s, который состоится в Аризоне в январе 2018 года, за заводской Jaguar D-Type 1954 года устроители торгов намерены выручить $12000000—15000000. Учитывая историю и состояние автомобиля — цель более чем реальная!