3,3K подписчиков

Шесть альбомов, которые не выходили на CD. Поправка: на официальных CD

2,3K прочитали

Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей.

Всем привет!

Поговорим об альбомах, которые увидели свет на виниловых пластинках, а на компакт-дисках официально никогда не издавались. Ранее я анонсировал эту тему и уже немного затрагивал её в материале о бутлегах Enigma. Сегодня — разберем шесть конкретных примеров.

Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!

Прежде чем приступить, сделаю небольшое отступление, чтобы в будущем к этому не возвращаться. Отступление о моих музыкальных предпочтениях. Думаю, лучше всего о них скажут мои приобретения на CD за последние месяц-полтора. Среди них, например: два альбома Cannibal Corpse — «Tomb Of The Mutilated» 1992 г. и «The Bleeding» 1994 г. (старые японские издания; кажется, я основательно на них подсел — на японские диски, конечно, каннибалов-то просто решил переслушать), два альбома C.C.Catch «Catch The Catch» и «Welcome To Heartbreak Hotel» — оба 1986 г. (вообще-то они у меня и так были, но попалось издание со всеми синглами и «длинными версиями» некоторых песен, мимо которого не смог пройти), а также новинки 2021-2022 гг. — Lacrimosa «Leidenschaft», Royksopp «Profound Mysteries» и Charli XCX «Crash». Ну, и до кучи — сразу четыре альбома британской джаз-роковой группы IF 1970-1973 гг.

А прямо сейчас где-то в почтовом вагоне едут The Prodigy «Always Outnumbered, Never Outgunned» 2004 г. (японский первый CD-пресс; не массовый тираж, а Limited Edition), Pet Shop Boys «Behaviour» 1990 г. (европейский первый CD-пресс) и двойник Dave Holland Quintet «Extended Play: Live At Birdland», записанный в 2001 г. и выпущенный спустя два года (да-да, на лейбле ECM).

Все иллюстрации в данной статье являются скан-копиями с личных экземпляров автора!

1) Video Kids — The Invasion Of The Spacepeckers (1984)

Страна: Нидерланды. Жанр: евро-диско, синти-поп

Альбому скоро 40 лет, а официального издания на CD так и не случилось. Несмотря на культовый статус Video Kids на пост-советском пространстве, песни «космических дятлов» в остальном мире совсем не котировались. Была какая-то локальная популярность в странах Африки и, кажется, в Германии — но и не более. Устранить эту вопиющую несправедливость взялись российские пираты. Вышло даже несколько разных изданий: остановлюсь на самых интересных.

Лейбл First Town Records, 1995 г.

Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-2
Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-3

Записан диск с виниловой пластинки без какой-либо обработки. Если я не ошибаюсь, на нем перепутаны левый и правый каналы — как это произошло, ума не приложу. Кроме того, вместо оригинального оформления использована обложка CD-сингла «Woodpeckers From Space» (1994). С этого же сингла на альбом пираты поместили версию Club Mix Long (неплохой ремикс, мне нравится). А пять других ремиксов с сингла почему-то не использовали.

Кстати, указание «Made in USA» на матрице — совсем не лукавство. В начале 90-х заводов по производству компакт-дисков в России было полторы штуки, а основные тиражи легальной (и не очень) продукции производились за рубежом, в основном — в Европе. Но были и исключения. Например, альбом Mister Малой «Буду Пагибать Малодым»* (1995) отпечатали в Южной Корее.

* — см. ремарку о моих музыкальных предпочтениях :)

А диски First Town Records производились в Америке, причем, сразу на двух заводах — в штатах Калифорния и Вирджиния. Были у них курьезные релизы, к примеру, диск Mike Mareen «Dance Control» (альбом впервые опубликован в 1985 г.). Следите за руками: российские пираты склонировали официальное немецкое издание, оставив на обложке все копирайты, а тираж напечатали в США. Гениально! В общем, отдельные релизы этого лейбла сейчас очень ценятся в среде коллекционеров.

Лейбл ESonCD, 2007 г.

Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-4
Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-5

Российский бутлегерский лейбл, который не просто выпускает пластиночные трансферы на CD, но занимается реставрацией материала. Если не придираться и не аудиофилить, то виниловое происхождение фонограмм в глаза уши особенно не бросается. Звук вполне сносный, хотя и чуть закомпрессированный.

Часто на изданиях ESonCD встречаются интересные бонус-треки: Extended-версии, ремиксы или инструменталы — тоже взятые с виниловых синглов и EP. У «The Invasion Of The Spacepeckers» от ESonCD — сразу четыре таких бонуса. И оригинальная обложка.

Любопытно, что в 2021 г. ESonCD выпустил дополнительный тираж этого диска.

2) Video Kids — On Satellite (1985)

Страна: Нидерланды. Жанр: евро-диско, синти-поп

Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-6
Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-7

Ровно та же история, что и с первым альбомом. Издание от ESonCD воспроизводит оригинальное оформление виниловой пластинки и содержит семь бонус-треков.

В 2021 г. тираж был допечатан.

3) Panther Rex — Panther Rex (1986)

Страна: Германия. Жанр: синти-поп, диско

Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-8
Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-9

Композитор и продюсер Stephan Slowik выпустил под псевдонимом Panther Rex два сингла и один лонгплей. Как несложно догадаться, успеха они не снискали. Как, впрочем, и другие его сольные проекты. Говорят, с начала 1990-х гг. он занят студийной работой и продюсированием.

Благодаря всё тому же лейблу ESonCD мы имеем возможность ознакомиться с этим редким материалом, который с момента выхода в 1986 г. и до 2007-го (год выхода диска от ESonCD; по другим данным — 2008 г.) вообще не переиздавался ни на каких носителях. Синглы тоже присутствуют в бонус-секции.

4) Cosmic Gal — Keep On Moving (1979)

Страна: Германия. Жанр: диско, евро-поп

Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-10
Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-11

Сайд-проект основателя группы Chilly — продюсера и сонграйтера Bernt Möhrle. Если Chilly получили известность, то Cosmic Gal так и остался сугубо нишевым проектом. Таким, что даже единственный тираж пластинки издали только в Японии (!).

В 2013 г. альбом вышел на бутлегерском CD. Пираты, в отличие от тех же ESonCD, не стали обозначать себя, оставшись ноунэйм. Оформление диска полностью повторяет обложку виниловой пластинки, включая все копирайты (очевидно, чтобы сложилось впечатление, что диск — японский). Но из достоверных источников известно: ноги растут из России. В 2021 г. тираж был допечатан.

Что касается качества звука, оно вполне приемлемое. С фонограммой поработали: виниловые артефакты минимизированы, насколько это возможно. Не слышно статики и иглы, нет провалов по уровню (на любой пластинке к концу стороны уровень сигнала падает в среднем децибела на два, а то и больше, превращая «крайние» треки в фарш), проведена частотная коррекция (никаких сибилянтоподобных с-с-с не обнаружено).

Присутствуют и бонус-треки.

Кстати, знаете, какая сейчас цена на оригинальную пластинку?

Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-12

5) Silicon Dream — Ludwig Fun [2nd album] (1990)

Страна: Германия. Жанр: синти-поп, евро-диско

Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-13
Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-14

Одна из многочисленных групп, появившихся на волне популярности Kraftwerk и Depeche Mode. С очевидной судьбой: пятОк синглов, один альбом, затем — забвение.

Стоп! Но мы же только что видели на обложке указание «2nd album». Всё верно, в данном случае мы имеем дело не просто с виниловым трансфером, но еще и с попыткой воссоздания возможного альбома на основе синглов.

Давайте разбираться. Обложка и заглавный трек взяты с одноименного сингла 1989 г. Еще пять композиций «альбома» надёрганы с синглов, выпущенных в период с 1988 по 1991 гг. Оставшиеся четыре трека тоже вышли из-под пера основателя Silicon Dream — композитора, сонграйтера и певца Klaus Munzert. Все они были изданы в 1987 г., но под другими вывесками.

Представленный материал, действительно, слушается как цельный альбом — надо отдать должное ноунэйм-пиратам. В оформлении они умело мимикрируют под лейбл, на котором в свое время издавались Silicon Dream, — Blow Up. Указано даже, что диск напечатан в Западной Германии.

Что-то мне подсказывает, что это те же пираты, что издали диск Cosmic Gal, о котором говорилось чуть выше...

6) Fake — New Art (1984)

Страна: Швеция. Жанр: синти-поп, евро-диско

Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-15
Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-16

Скандинавские артисты — как из мейнстрима, так и из «загашников архивариуса» — моя отдельная большая любовь. Fake относится ко второй категории.

Группа существовала аж с 1977 г., однако первый сингл записала только в 1981-м. Первый и единственный альбом вышел в 1984 г., а после 1985-го коллектив уже не подавал признаков жизни. В 2001 г. ходили разговоры о возможном реюнионе, но с тех пор прошло уже 20 лет. Так или иначе, но музыку группа делала интересную. А на CD её никто не спешил издавать.

Только в 2009 г. и только силами пиратского лейбла DWSRECORDS (европейского?) материал стал доступен в «цифре». Вот, что известно о лейбле:

DWSRECORDS is an independent label founded in 2008 by a private collector of Italo-Disco & Euro-Disco music from the '80s on LPs and 12" vinyl records, and specializes in music never before released on CD.

На диске, кроме самого альбома «New Art», представлены бонус-треки (синглы). Качество записи в целом неплохое, разве что в некоторых треках присутствуют сибилянты.

Кстати, в 2021 г. этот релиз скопировали российские пираты. И зачем-то изменили копирайты: вместо лейбла DWSRECORDS на обложке указан Sound Of Scandinavia (не путать с одноименным шведским лейблом, работавшим в 1970-80 гг.). Или это одни и те же пираты, просто поменяли нейминг?

Заключение

Издание виниловых трансферов на CD — не такое уж необычное явление. Особенно в странах бывшего СССР и некоторых странах Восточной Европы. И особенно в 1990-е гг., когда мало кто заморачивался за авторские права (не до этого было).

Именно у нас многие классические альбомы 60-80-х гг. впервые вышли на компакт-дисках; задолго до официальных релизов — в виде виниловых рипов. Creedence Clearwater Revival, The Alan Parsons Project, Rockets, Supermax — это то, что я вспомнил навскидку, а список можно продолжать и продолжать.

При всей неоднозначности, нельзя отрицать, что в конце XX века именно аудиопираты выполняли просветительскую функцию. Да, зарабатывали на этом: но вакуум, возникший после десятилетий советской власти и отрыва от общемирового культурного контекста, как-то нужно было заполнять.

Издатели первых пиратских дисков сначала предпочитали сохранять инкогнито. Затем пришло время бутлегерских лейблов — с брендингом и солидными каталогами. В первой половине 90-х уже появились First Town Records (с него начинался этот обзор) и VIL-ART, чуть позже — CD-Maximum (два последних лейбла упоминались в материале о группе Space; они тоже использовали виниловые трансферы).

Где-то на стыке 1990-х и «нулевых» бОльшая часть музыкального наследия уже была оцифрована с мастер-лент и издана легальным образом. Виниловые трансферы на CD стали сходить на нет. Под занавес, правда, случались откровенные нелепости. Так, в 2008 г. российский пиратский лейбл Dogtoire Records, который ранее «специализировался» на перепечатке релизов официального издательства Repertoire Records, вдруг решил выпускать «редкие» альбомы с винила. Такие диски на торце имели надпись «LP-R New Releases * Best buy». Например, в этой серии были выпущены сольные альбомы David Gates — вокалиста американской софт-рок-группы Bread. Пираты заморочились и почистили фонограммы от щелчков, правда, звук на этих дисках все-равно получился рыхлым. Один из них я сохранил в коллекции:

Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-17
Выпуск №14. С винила — на компакт-диск? Когда нет другого источника, это уже не кажется плохой идеей. Всем привет!-18

В чем нелепость? А в том, что спустя несколько месяцев, в том же 2008 г., в США вышло официальное переиздание этого альбома на CD. Вся возня с винилом оказалась напрасной.

Как видно из сегодняшнего материала, пираты-альтруисты живы и по сей день. Благодаря им мы имеем возможность услышать уникальный материал. И не просто услышать, а еще и поставить на полку. Издано, кстати, в разы больше, чем эти шесть альбомов из сегодняшнего обзора. Материала хватит на целый цикл: если тема вас заинтересовала — обозначьтесь в комментариях.

К слову, с авторскими правами у нас в стране, кажется, снова бардак :) Если вдруг вы захотите получить копию любого альбома из обзора, скажем, на аудиокассете или минидиске — пишите на почту: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru, что-нибудь придумаем.

Всем хорошего звука! До новых встреч.

Читайте также: Межблочные кабели RCA — RCA. Есть ли разница?