Выборы на Украине 2020. "Слуга народа" теряет поддержку украинцев

29 October 2020
<100 full reads
7,5 min.
134 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 50% of the total page views
7,5 minutes — average reading time
© Sputnik / Сергей Аверин
© Sputnik / Сергей Аверин
© Sputnik / Сергей Аверин

25 октября 2020 года в Украине прошли местные выборы. В отличие от ярких выборов украинского президента в 2019 году, которые захватили умы российских политологов и журналистов не хуже, чем события майдана, местные выборы прошли в тени, не вызывая такого резонанса ни в самой Украине, ни тем более в РФ. А зря.

Во-первых, это первые выборы, которые проходят по новому избирательному законодательству. Вместо разрозненных законов о выборах народных депутатов или выборах Президента Украины, местные выборы пройдут по Избирательному кодексу, который полностью ликвидирует мажоритарную систему и устанавливает пропорциональную с открытыми избирательными списками. В этом смысле, местные выборы 2020 года – маленькая репетиция выборов Верховной Рады 2024 г., которые впервые должны пройти без одномандатных округов, позволявшим местным элитам получать билет в Верховную раду за счёт прикормленных округов. Однако демократические изменения кажутся таковыми лишь по форме (о подводных камнях нового закона чуть позже).

Во-вторых, местные выборы – это проверка на прочность т.н. «монобольшинства» президентской партии «Слуга народа». Местные выборы должны были показать наличие или отсутствие мандата доверия партии, которая всего год назад впервые в истории Украины смогла сформировать однопартийное правительство без участия других партий (согласно Конституции Украины, в течение месяца после избрания, депутаты должны сформировать т.н. коалицию, в которую войдет большинство депутатов (ст.83). Отсутствие сформированной коалиции даёт Президенту право досрочно распустить парламент (ст.90), чем, кстати, воспользовался Зеленский сразу после своего избрания).

В-третьих, в отличие от участвующих партий, которые в той или иной форме аффилированы с крупным бизнесом, в выборах принимает Партия Шария, созданная практически с нуля ютуб-блоггером Анатолием Шариём (сейчас проживает в одной из стран ЕС). Будучи независимой от основных бенефициаров, Партия Шария вызывает раздражение у всех украинских политических акторов, в особенности «Слуги народа», чей основной электорат постепенно переходит к Шарию. Практически год сторонники и активисты партии подвергаются нападениям со стороны правых радикалов без должной реакции государства. Местные выборы покажут, насколько реально политический ютуб-блог без помощи украинской олигархии, контролирующей все СМИ, может оказать влияние на украинскую местную политику.

В-четвертых, последние местные выборы в Украине проводились в 2015 г. в условиях торжества «майданного угара», когда даже в некоторых юго-восточных областях Блок Петра Порошенко и ряд других проукраинских партий (Укроп, Батькивщина) занимали если не первые, то лидирующие позиции (2-3 место в местных советах). В условиях разочарования населения от политики Порошенко и усталости от милитаризма и национализма, свою скрипку должны сыграть условно пророссийские партии (почему условно – раскрою позже), например, Оппозиционная платформа – За жизнь (далее – ОПЗЖ), опирающаяся на русскоязычный, т.е. юго-восточный электорат Украины, который в течение 5 лет подвергался культурной дискриминации. Выборы-2020 на местах должны показать, насколько актуальна пророссийская повестка на местах. При этом в некоторых районах Донецкой и Луганской областей, которые находятся под контролем Украины, местные выборы проводится не будут.

Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Новеллы украинского избирательного законодательства

Избирательный кодекс (далее – ИК) в Украине не зря называют «многострадальным». Сама идея принятия единого кодифицированного акта в сфере выборов возникла достаточно давно. Первый проект ИК был разработан ещё в 2010 году, получив одобрение Венецианской комиссии. Проект ИК был внесён в Верховную Раду только в 2015 году и прошёл ко второму чтению лишь в 2017.

После избрания президентом, Зеленский выступил в Верховной Раде с указом о её роспуске. Одним из требований нового президента к старому составу парламента – принять до переизбрания новый избирательный кодекс с пропорциональной системой и открытыми списками. И кодекс действительно был принят, однако возвращён Зеленским на доработку. По сути, отклонён.

Современный украинский ИК, принятый «монобольшинством» – результат правок команды Зеленского. Некоторые из правок, касающиеся партийной монополии, размера денежного залога и проч. были внесены за три месяца до начала местных выборов.

Отмечу, что кодификация избирательного законодательства, в любом случае, прогрессивный шаг, так как позволяет убрать лишние противоречия и разночтения между разными избирательными законами, заложив единые прозрачные правила игры.

Открытые списки и пропорциональная система

Новый избирательный кодекс полностью ликвидирует одномандатную систему. Местные выборы – своего рода первая проба полностью пропорциональной системы. Изначальная задумка системы открытых списков – минимизировать подкуп избирателей на одномандатных округах. В Украине достаточно распространённая практика, когда депутаты просто «прикармливают» нужные одномандатные округа, избирателей (особенно пенсионеров), редко ведут настоящую агитационную кампанию, ведь достаточно просто завалить округ подарками и ресурсами (раздавать продукты, проводить концерты, строить дешёвые детские площадки и так далее). Теперь избирательные округа будут укрупнены, осуществлять данную затею будет сложнее: в избирательном округе будут конкурировать сразу несколько человек от одной партии (в том числе между собой), претендуя не на один, а на несколько мандатов.

Выглядит процесс на местных выборах следующим образом.

Партия на местах формирует единый избирательный список. Этот единый избирательный список разбивается на территориальные избирательные списки, которые соответствуют территориальному избирательному округу. В каждом территориальном списке может быть не менее 5 и не более 12 кандидатов. За исключением первого кандидата, все остальные кандидаты должны принадлежать какому-либо одному территориальному списку (ст.219 ИК Украины).

При этом в самом бюллетене указывается как партия, так и имена членов территориального списка. Кто больше набирает в этом списке голосов, тот и поднимается в рейтинге выше и получает больше шансов получить депутатский мандат. Т.е. возможность самого избирателя изменить расстановку сил и порядок, который ранее установила политическая партия.

По новой избирательной системе, избиратель голосует не за партию, а скорее за кандидата от партии, т.к. общий результат партии будет зависеть от количества голосов, которые в сумме набрали все кандидаты. Например, если партия «Слуга народа» в областном совете берёт 10 мандатов, то эти 10 мандатов получают не те кандидаты, которые находились раньше в списке, а те, кто набрал больше всего голосов из всех выдвинутых партией кандидатов. Т.е. пройти кандидату, купившему место в списке партии, будет сложнее или даже невозможно.

Бюллетень разбивается на два столбика: слева список партий и справа список кандидатов территориального избирательного списка. Избиратель ставит галочку или плюсик за партию и самостоятельно вписывает порядковый номер конкретного кандидата.

Например, образец бюллетеня, установленный ЦИК Украины:

Выглядит результат примерно следующим образом:

На выборах граждан Украины ждали сразу несколько бюллетеней. В зависимости от уровня выборов им присвоен соответствующий цвет, например, для выборов депутатов районного совета – светло-зелёный, для горсовета – светло-жёлтый и т.д.

Денежный залог

Денежный залог был введён в Украине в 2014 году, придя на смену устаревшему институту сбора подписей. За короткое время денежный залог стал своего рода фильтром, позволяющим отсеивать кандидатов и партии, не имеющих значительных финансовых ресурсов. А учитывая, что госфинансирование сохранили только для партий, находящихся в парламенте, более мелкие партии поставлены в зависимость от финансирования со стороны, т.н. олигархов.

Новый ИК изменил подход к денежному залогу, поставив его в зависимость от минимальной заработной платы и количества избирателей на территории.

Для кандидата-самовыдвиженца или партии, выдвинувшей кандидата в депутаты на территории, где количество избирателей не превышает 10 тысяч, то размер денежного залога равен 20% минимальной заработной платы в месячном размере. Например, для депутата Северского горсовета Донецкой области, где избирателей всего лишь 8 803, размер денежного залога будет лишь 1 000 грн (2 698 руб).

Для кандидатов на должность мэра на территориях, где количество избирателей не более 75 тысяч, денежный залог равен одной месячной минимальной зарплате. Например, для кандидата на должность Береговского городского головы Закарпатской области, где количество избирателей 34 818, размер денежного залога составит 5 000 грн (13 492 руб).

По-другому обстоит дело с выборами в крупных населённых пунктах. В этом случае денежный залог рассчитывается по следующей формуле: 4 минимальные заработные платы на каждые 90 тыс избирателей.

Так, для кандидата в мэры Киева, где количество избирателей достигает 2 млн, сумма залога составит почти 500 тыс грн (469 066 грн (1 265 816 руб), для кандидата в мэры Одессы – 153 372 тыс грн (413 888 руб) (~690 тыс избирателей), а для потенциального мэра Харькова – 229 117 тыс грн (618 292 руб) (около 1 млн избирателей).

Аналогичные суммы, соответственно, должны вносить партии для участия кандидатов в выборах, соответственно, Киевского, Одесского и Харьковского горсовета. Сумма в областные советы отличается, но рассчитывается по такой же формуле: в Одесский облсовет партии для участия в выборах нужно внести на счёт избиркома 386 756 тыс грн (1 043 695 руб) (т.к. в области проживает 1 740 402 избирателя), для Харьковского облсовета – 446 189 тыс грн (1 204 081 руб) (около 2 млн избирателей по всей области).

Законодатель также предусмотрел возможность возврата денежного залога. Так, денежный залог возвращается в случае отказа в регистрации или в случае, если партия была допущена к распределению депутатских мандатов соответствующего уровня или кандидат был избран. В случае с кандидатами на должности мэров, то залог возвращается лишь одному кандидату в случае его победы.

Такое же правило действует и в отношении выборов народных депутатов Украины (депутатов Верховной Рады).

Партийная монополия

Новые законодательные поправки очень сильно урезают практику самовыдвижения кандидатов: начиная с выборов 2020 года, самовыдвижение для кандидатов допускается только на выборах Президента и на выборные должности местного самоуправления, где количество избирателей не превышает 10 тыс. Во всех остальных случаях субъектами выдвижения кандидатов становятся исключительно политические партии. Таким образом, контроль над будущей «конкуренцией» на выборах концентрируется в руках полит партий, если быть точнее, то у региональных партийных органов (а если быть ещё точным – то у партийных боссов), которые составляют списки потенциальных кандидатов. Такая поправка выгодна преимущественно парламентским партиям, имеющим больше ресурсов для контроля за партийными кадрами на местах, что делает кандидатов более зависимыми от генеральной линии партии.

Гендерные квоты

Ирония модернизации постсоветского законодательства по европейскому образцу, характерное не только для Украины, заключается в том, что национальные законодатели слепо копируют формальную сторону европейских законов, не углубляясь в проблематику или содержание, без привязки к конкретным условиям, проблемам или запросам. Так, к открытым спискам, новому денежному залогу, украинский законодатель решил добавить гендерную квоту, которая в контексте новых поправок выглядит, что называется, «ни к селу, ни к городу».

Так, согласно ИК, при регистрации списков кандидатов обязательно соблюдение гендерной квоты: из 5 кандидатов в территориальном списке как минимум двое должны быть противоположного пола. Очевидно, что из 5 кандидатов мужчин должно быть две женщины. Проблема соблюдения гендерных квот легко решается выдвижением в списке кандидатов их жён, например.

Несоблюдение гендерных квот является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов. И действительно были прецеденты: на местных выборах в Одесской области не допустили Украинскую морскую партию, Блок Эдуарда Гурвица, Оппозиционный блок (не путать с ОПЗЖ). Первая партия смогла восстановить регистрацию через суд.

Вот таким необычным способом украинский законодатель решил применить высшую форму конституционно-правовой ответственности к кандидатам, по сути, лишая партии возможности участвовать в выборах.

Проверка на прочность: как за год потерять избирателя?

Главный итог местных выборов в Украине – полное проседание рейтинга партии «Слуга народа», которая всего за год правления практически полностью уничтожила свою репутацию, которую не смог спасти даже личный рейтинг Зеленского, тянувший за собой всю партию. Хотя известны пока предварительные данные местных выборов, можно с уверенностью констатировать, что в Украине больше нет крупной национальной партии. Победивший в 2019 году на выборах в парламент «пластмассовый мир» с треском проиграл, симулякр не оказался сильней. Даже популистская мера Зеленского о всеукраинском опросе, включавшим вопросы про легализацию марихуаны, сокращения количества депутатов и тд (опрос бессмысленный как с точки зрения права, так здравого смысла) не повысил ни явку избирателей, ни увеличил шансы президентской партии. Согласно данным ЦИК, явка составила лишь 36,88%, (на выборах президента в 2019 г. явка составила 62%, на парламентских в том же году – 49%, а на местных выборах 2015 г. явка была 46%)

Показательно, что в девяти крупных городах и региональных центрах ни один кандидат от «Слуги народа» не был избран мэром, а во всех городах и областях «Слуга народа» не смогла стать монобольшинством или хотя бы приблизиться к таковому.

Главный тренд этих выборов – их регионализация. Политические партии мэров и других региональных акторов потеснили как Слугу народа, так и ОПЗЖ, некогда занимавшую первые места в горсоветах юго-восточных областей (при этом в облсоветах, ОПЗЖ, вероятно, снова возьмёт большинство).

Например.

По предварительным данным, в Одесском горсовете партия мэра Труханова «Доверяй делам» занимает первое место (~23,77%), ОПЗЖ – второе (~22,38%), а Слуга народа третье (~16%), хотя буквально год назад Одесская область оказала партии Зеленского достаточно высокую поддержку. На выборах мэра в первом туре больше всего набирает действующий мэр Труханов и его оппонент от ОПЗЖ Скорик. Вероятно, будет второй тур.

В Харьковском горсовете со значительным перевесом побеждает партия мэра Кернеса «Блок Кернеса – успешный Харьков» (~40%), ОПЗЖ – второе место (17%), Слуги также третье (12%). Мэр Кернес побеждает в первом туре.

В Днепре (не путать с рекой) на мэрских выборах лидирует мэр Филатов, а на выборах в горсовет – мэрская партия Пропозиция с результатом 28%. Кандидат от Пропозиции также лидирует на выборах мэра Николаева и на выборах в местный горсовет. Наиболее ощутимый удар «Слугам» нанесён в Мариуполе: мэр Бойченко побеждает в первом туре, а его партия Блок Бойченко получает около 45% голосов в горсовете. У «Слуг» есть реальная возможность не пройти в Мариупольский горсовет, уступая даже Партии Шария.

Зе-кандидат проиграл даже в родном городе Зеленского – Кривом Роге, где в первом туре побеждает Юрий Вилкул с результатом в ~40%, в то время как кандидат «Слуг» на 10% меньше.

Почему я акцентирую внимание именно на юго-востоке страны? Потому что юго-восточный и частично центральный электорат Украины дал победу президенту Зеленскому и его партии. Итоги выборов в этих регионах четко показали, что мандат доверия потерян не только по всей стране, но и в регионах, ранее поддерживавших Зе-партию, а сама президентская партия в этих регионах оказалось зажатой между новыми политическими акторами в лице мэрских партий и пророссийской ОПЗЖ. Контраст между монобольшинством в Верховной Раде и поражением в регионах – на лицо.

Похожая ситуация с выборами наблюдается не только на юго-востоке Украины: во Львове и в Ровно мэрские партии (львовская «Самопомощь» и «Ровно вместе» незначительно уступают Евросолидарности (партия Порошенко) на выборах в горсовет, однако оба кандидата от региональных сил, Садовой и Шаркизян, одержали победу в первом туре.

Таким образом, региональные игроки не только потеснили президентскую партию, для которой подобный результат демонстрирует реальный уровень поддержки, но и бывших лидеров в своих регионах как Евросолидарность (традиционно опирается на Западную Украину) и ОПЗЖ (Юго-Восток Украины, крупные города). Партия премьер-министра времён оранжевой революции, «Батькивщина» Ю. Тимошенко, похоже, сходит с политической арены.

Кроме мэрских партий, о себе смогла заявить Партия Шария, получив несколько мандатов как в городах-миллионниках, так и в более мелких. Например, уже точно известно, что ПШ прошла в Одесский горсовет и облсовет, в горсоветы Харькова и Николаева, а также, вероятно, в Запорожский. Это хороший результат для партии, независимой от государственного или олигархического финансирования, не имеющего в своём распоряжении какого-либо бизнеса или телеканала, а только ютуб-блог. Тем более, когда вся агитационная кампания партии проходила под постоянными нападениями праворадикалов (например, избитый до полусмерти член партии Никита Роженко), репрессиям и угрозой запрета самой партии.

Однако важнее, что Слуга народа теряет и будет ещё терять свой электорат: не имея прочной поддержки на юго-востоке и в центре Украины, а западные области не были базовым электоратом этой партии, «Зе-проект» может оказаться политической силой одного избирательного цикла, случайностью украинской истории. Провал политики президента (как внешней, так и внутренней) не может уже перекрыть ни его личный бренд, ни популизм, которые возвели его в президенты. Оказалось, что за год можно сделать очень многое, например, бездарно потерять значительную часть поддержки своего электората.

Поскольку спрос избирателей на изменения в стране, например, отход от националистической риторики, остался неудовлетворённым, а мир на Донбассе и культурно-языковой конфликт остались нерешёнными вопросами, на следующих выборах есть перспективы у тех политсил, которые в состоянии решить (или хотя бы пообещать решить) эти вопросы. Все праворадикальные партии вроде Свободы, Правого сектора, Национального корпуса полностью провалились на выборах даже в западных областях (если сравнивать с аналогичными показателями выборов 2010 и 2015 гг.). От них устали даже там. Ниша условной партии мира и компромисса оказалась свободной. На субъективный взгляд автора статьи, если «Слуги» продолжат скатываться своей риторикой и реформами в партию Порошенко 2.0, то наиболее перспективными партиями в настоящее время является ОПЗЖ и Партия Шария.

Итоги и перспективы: возможен ли «пророссийский реванш»?

Угроза «российского вторжения» - любимая риторика проевропейских партий для мобилизации западноукраинского электората. Поскольку в прямое вторжение российских войск мало кто верит, новым средством запугивания и мобилизации становится российский реванш внутри Украины. При этом роль своего рода 5-й колонны или национал-предателей отводится партиям (и соответственно жителям) русскоязычных областей Украины – традиционный электорат условно пророссийских партий, поддерживающий как минимум налаживание отношений с Россией (как максимум – интеграцию), право свободно использовать русский язык в общественном пространстве (как минимум – на региональном уровне, как максимум – второй государственный), без страха «исповедовать» свои традиции (праздновать 9 мая, устанавливать памятники российским и советским госдеятелям), иными словами – осуществлять свободно свои культурные права. Последнее напрямую связано с исторической и экономической близостью юго-восточных территорий Украины к России.

Проблема в том, что такие партии пророссийскими можно назвать условно. Если считать пророссийскими те движения, которые напрямую контролируются и назначаются Кремлем, а их всю деятельность координирует какой-нибудь московский управленец, то ни бывшая Партия регионов, ни современная ОПЗЖ пророссийскими, конечно, в полном смысле не являются. Эти партии скорее отражают экономические интересы кланов украинской олигархии. Полноценной пророссийской структуры в Украине нет, однако есть четко проамериканские и проевропейские.

Поэтому пророссийскими ОПЗЖ можно назвать только если судить по форме.

Партию Шария (Пездуза в одной из статей назвала пророссийской), которую сейчас пытаются давить практически все политические акторы в Украине, наоборот, пророссийской назвать сложно. Несмотря на то, что Партия ориентируется преимущественно на юго-восточный электорат, поддерживает право свободно использовать русский язык, ни сам Шарий, ни его сторонники никогда не заявляли о своих пророссийских симпатиях и в таковых замечены не были. Кстати, как показали социологические службы по итогам выборов в Верховную Раду в 2019 г., у Шария и Слуг народа самый образованный электорат.

Более того, сам Шарий сторонник полного суверенитета Украины (в частности, против засилья проевропейских и проамериканских НКО в госструктурах, против продажи земли иностранным кампаниям в качестве уступки МФВ), а также не раз заявлял, что Донбасс – это Украина. В некоторых моментах, Шарий – это в большей степени проукраинский политик, чем Евросолидарность, Слуга народа или ОПЗЖ, однако это тема для другого материала.

Несмотря на описанное, и ОПЗЖ, и ПШ подходят для встраивания конструктивного диалога с российским руководством.

Поэтому если такие партии и называть пророссийскими, то, безусловно, призрак пророссийского реванша стал ближе: в Николаеве и Одессе, кандидаты от ОПЗЖ составят конкуренцию действующим мэрам во втором туре, в ряде местных советов юго-востока они снова взяли большинство или сохранили себя как крупная фракция, пусть и стеснённая новыми региональными организациями.

В Киеве кандидат от ОПЗЖ занял второе место, однако пока голоса считают, неясно, будет ли второй тур, ведь согласно законодательству, для победы в первом туре необходимо набрать более 50% голосов. Несмотря на то, что оппонент действующего мэра В. Кличко набрал лишь 8%, это картина очень показательна для Киева: на выборах мэра в 2015 г. никто из пророссийских сил не смог даже приблизиться к такому числу. Однако даже 8% голосов в городе майданов Киеве за кандидата от ОПЗЖ показательны. Кандидат от Слуг занят всего лишь третье место, хотя на парламентских выборах по Киеву Слуги получили 36%.

Согласно предварительным данным, ОПЗЖ занимает второе место на выборах в Харьковский горсовет (~17%), уступая только партии мэра Кернеса (~39%); похожая ситуация в Одесском горсовете: ОПЗЖ занимает второе место (22,38%) после партии мэра Труханова (23,77%), однако в Одесский облсовет получает уже первое место (24%). В городе Днепре (бывш. Днепропетровск) ОПЗЖ также занимает второе место (17%), уступив первенство партии Пропозиция (партия мэров). Также второе место ОПЗЖ (30%) в городе Мариуполь, где до сих пор существует риск того, что ни один представитель Слуг народа не войдет в местный горсовет. В Николаевском горсовете ОПЗЖ занимает первое место (27%). Вероятно, после итогового подсчета голосов, ОПЗЖ получит первое место в областных советах юго-востока, обогнав как правящую партию, так и региональные мэрские партии, однако точно можно будет сказать после итогов, которые ЦИК подведёт в начале ноября.

Также ОПЗЖ лидирует, оставляя далеко позади президентскую партию в подконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей, например, в горсовете Славянска после выборов 2020 года будут доминировать, вероятно, три условно пророссийские партии: ОПЗЖ (25%), Партия мира и развития (22%), Оппозиционный блок (14%) (все три партии когда-то составляли единую структуру до раскола). По сути, за кресло мэра Славянска будут сражаться сразу два пророссийских кандидата: Вадим Лях (Оппозиционный блок) и Неля Штепа (ОПЗЖ). Пока неясно, будет ли второй тур.

Хороший результат получила и Партия Шария: вероятно, ПШ преодолеет 5% барьер на выборах депутатов в горсовет Харькова, Одессы, Николаева, а также в ряде других городов. На выборах в горсовет Мариуполя, ПШ вовсе получает 3-е место, обогнав Слуг народа. Напомню, что на парламентских выборах Партия Шария смогла обогнать даже националистическую партию Свобода и львовскую партию «Самопомощь», и это только при наличии ютуб-блога и крепкой группы сторонников.

Общее для юго-восточных регионов то, что партия с пророссийской повесткой преимущественно обгоняет правящую партию «Слуга народа». Однако вопрос о перспективах пророссийской партии в Украине – тема для другого лонгрида.

Автор: Вано Брикулидзе

Специально для Campaign Insider