Два закона Ветхого Завета.

22 March 2018

Исследуя Священное Писание порой сталкиваешься с некоторыми противоречивыми высказываниями относительно закона Божьего. То мы читаем о том, что слово Божье неизменно, Его закон совершенен, добр, свят и укрепляет душу. Что Христос пришёл не нарушать и изменять его, но исполнять. И что ни одна буква закона никуда не пропадёт...

"Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых".(Пс.18:8)

"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все."
(Матф.5:17,18)

"А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его"
(1Тим.1:8)

То вдруг узнаём, что закон мёртв, упразднён Христом, прибит ко кресту, ничего не довёл до совершенства и вообще работает против нас.

"...ибо закон ничего не довел до совершенства"
(Евр.7:19)

"упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением"
(Еф.2:15)

"истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту"
(Кол.2:14)

В чём же дело?
А дело в том, что законов было два.

Первый из них - Десятисловие, известный нам как десять заповедей. Нравственный закон, определяющий духовные ценности.
Второй - Закон Моисея. Обрядовый закон, включающий в себя, в том числе, правила и порядок жертвоприношений.

Давайте убедимся, что это разные законы и что ни в коем случае нельзя говорить о них, как об одном целом.

Отличие первое. Способ объявления закона.

Десять Заповедей изначально были объявлены Богом:

"и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях;"
(Втор.4:13)

А так называемые законы Моисея, передавались Моисею Богом или ангелами , но объявлялись народу самим Моисеем. Происходило это следующим образом:

"И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря:
объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то..."
(Лев.1:1,2)

Отличие второе. Куда и кем был записан.

Десять заповедей были начертаны перстом Божиим на двух каменных скрижалях:

"И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим".
(Исх.31:18)

Закон Моисея был записан Моисеем в книгу, которую стали называть "Книгой Моисеевой":

"Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца..."
(Втор.31:24)

"...и распределили [назначенное] для всесожжения,... как написано в книге Моисеевой".
(2Пар.35:12)

Отличие третье. Место хранения.

Скрижали с Десятисловием хранились в Ковчеге Завета, величайшей святыне. Вместе с ними в Ковчег позже был помещён сосуд с манной небесной и жезл Аарона, первого священника:

(Ковчег Завета)
(Ковчег Завета)

"И взял и положил откровение в ковчег".
(Исх.40:20)

А книге Моисеевой было отведено место лишь рядом с Ковчегом Завета.

"Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца,
тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав:
возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя".
(Втор.31:24-26)

Таким образом, мы видим, что законов было два. Происхождение этих законов, способ их написания и объявления народу, а так же место их хранения были разными. Значение, цели и задачи этих двух законов тоже были разными. Почему же один из них, закон Моисея, был упразднён Христом? Потому что там содержались законы и обряды, призванные напоминать израильскому народу о грядущем пришествии Мессии. Этот закон был полон символики будущих событий. К примеру, принесение в жертву животных указывало на грядущую спасительную жертву Христа. По этой причине, когда все зашифрованные в законе события сбылись на самом деле, закон Моисея автоматически упразднился. То есть Богу даже не пришлось его отменять. Этот закон просто сделал своё дело и прослужил ровно столько времени, сколько должен был прослужить. Нет смысла приносить в жертву ягнёнка, если сам Христос уже пострадал за наши грехи. Так закон Моисея, призванный когда-то указывать на Христа, превратился в груду мёртвых букв.

"Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника."
(Гал.3:19)


А вот заповеди, изложенные в Десятисловии до сих пор актуальны. В отличие от жертвоприношений, Бог всё ещё требует от нас их соблюдения. Воровство, убийство, прелюбодеяние и прочие грехи - всё ещё мерзость пред Господом. А Христос не отменял этот закон, но раскрыл его заповеди в своём учении, показал их глубину и истинный смысл.

_______________________________________

Что ж, надеюсь эта статья оказалась вам полезной и теперь кажущихся противоречий в Священном Писании будет для вас меньше.

Читайте так же:
Однозначен ли вопрос о вечных мучениях в Библии?