О страхе Божием

15.05.2018

(Авва Дорофей)

"Сын мой!
если ты примешь слова мои
и сохранишь при себе заповеди мои,
так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости
и наклонишь сердце твое к размышлению;
если будешь призывать знание и взывать к разуму;
если будешь искать его, как серебра,
и отыскивать его, как сокровище,
то уразумеешь страх Господень
и найдешь познание о Боге".
(Прит.2:1-5)

Страх Божий есть двух видов:
один первоначальный, а другой совершенный;
один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми,
другой же есть страх святых, пришедших в меру совершенной любви.

Например, кто исполняет волю Божию по страху мук,
тот ещё новоначальный, ибо он не делает добра для самого добра,
но по страху наказания.
Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу,
для того, чтобы благоугодить Ему;
он знает, в чём состоит существенное добро
и познал, что значит быть с Богом.
Такой-то имеет истинную любовь,
которую святой апостол называет совершенною.

И эта любовь приводит его в совершенный страх,
ибо такой человек боится Бога и исполняет волю Божию
уже не по страху наказания,
уже не для того, чтобы избежать мучений,
но потому что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом,
боится отпасть, боится лишиться её.
И этот совершенный страх, рождающийся от такой любви,
изгоняет первоначальный страх.

Потому-то апостол и говорит:

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх,
потому что в страхе есть мучение.
Боящийся несовершен в любви». (1Ин.4:18)

Если человек уклоняется от зла по страху наказания,
как раб, боящийся господина,
то он постепенно приходит и к тому,
чтобы делать благое добровольно,
и мало-помалу начинает, как наёмник,
надеяться на некоторое воздаяние за своё благое делание.

Ибо, когда он постоянно будет избегать зла из страха, подобно рабу,
и делать благое в надежде награды подобно наёмнику,
то, пребывая по благодати Божией во благом
и соразмерно этому соединяясь с Богом,
он получает вкус благого и начинает понимать, в чём истинное добро,
и уже не хочет разлучаться с ним.

"Ибо кто может разлучить такового от любви Христовой?" (Рим. 8:35).

Тогда достигает он в достоинство сына
и любит добро ради самого добра,
и боится - потому что любит.
Это и есть великий и совершенный страх Божий.