Оправдание греха или оправдание человека.

30.03.2018

Книжники и фарисеи часто донимали Христа и его учеников замечаниями. При любом удобном случае старались прилюдно унизить коварными вопросами или публично осудить за какую-то мелочь. Но далеко не всегда обвинения фарисеев были ложными. Подчас их замечания имели под собой крепкую основу - закон. Так было и в случае, описанном ниже:

"В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
ибо Сын Человеческий есть господин и субботы".
(Матф.12:1-8)

О чём говорит этот библейский эпизод? Были ли обвинения фарисеев справедливыми? Если да, то что означает ответ Христа? Какова Его мотивация? Показал ли Он этим, что исполняемые фарисеями законы бессмысленны? Или может для данного конкретного случая в законе была лазейка?

Безусловно, предъявленные фарисеями замечания были справедливыми и соответствовали иудейским законам. И любой почитающий Бога человек, должен был стараться эти законы соблюдать. Должны были соблюдать его и ученики Христа. И что самое важное - все эти законы соблюдал Христос. Он и Сам говорил: "Не нарушить пришёл я, но исполнить" (Матф. 5:17). Иисус был обрезан в восьмой день, как и все иудеи. С детства Он соблюдал все установленные законом Моисея правила. Вместе со всеми праздновал иудейские праздники. И даже участвовал в предписанных законом жертвоприношениях. Хотя знал при этом, что символизирует это жертвоприношение Его собственную будущую жертву за всех людей. Но до тех пор, пока жертва Христа ещё не была принесена, все эти правила имели силу, и их требовалось соблюдать. Соблюдать требовалось и еженедельные субботы со всеми прилагающимися к ним правилами.

Итак, нарушили ли ученики Христа закон, срывая колосья в субботу? Безусловно, нарушили. Они точно знали, что этого делать нельзя, ведь воспитывались в соответствующих традициях. Они видели, что и Христос не прикасается к колосьям, хотя был точно так же голоден. Даже если бы у учеников были бы какие-то сомнения относительно соблюдения субботы, они могли бы заранее спросить совета у Иисуса. Но они и этого не сделали. Всё говорит о том, что будущие апостолы просто проявили слабость. И, отстав немного от идущего впереди учителя, украдкой утоляли голод. Конечно, если бы они делали это с чистой совестью, то наверняка, очистив порцию зёрен, предложили бы поесть и Христу. Но тут они знали, что поступают против совести. И внимательные фарисеи, пусть не из добрых побуждений, но совершенно справедливо сделали замечание.

Что же Христос?

Давайте вспомним как поступил авва Аммон с согрешившим монахом:

"Как-то в обед он (авва Аммон) пришел в обитель, где жил брат, прослывший блудником. Случилось так, что женщина, из-за которой страдал брат, как раз находилась у него в келье. Братья заметили, как она зашла к блуднику, и решили все вместе придти к нему и выгнать грешника вон. Епископ из разговоров узнал об их затее, подошел к ним и попросил разрешить ему пойти вместе с ними, чтобы обличить брата, и тогда тот сразу уйдет из обители. Но брат увидел, что к нему идут, и успел спрятать женщину в большую бочку, поставив ее к верху дном. Авва Аммон догадался об этом, первым вошел в келью, сел на бочку и велел обыскать все кругом. Братья все тщательно обыскали, но женщины не обнаружили. Тогда авва Аммон сказал:
– Бог да простит вас, – и, помолившись, благословил всех в обратный путь. Взяв брата за руку, добавил,
– А ты будь к себе внимательным, брат."
(Эвергетин, Благолюбие, Том 3, п. 4)

Как расценить такое поведение аввы Аммона? Разве не справедливы были замечания монахов к согрешающему брату? То что авва Аммон покрыл грех согрешающего брата, отрицает ли его вину перед Богом?

У этих непохожих на первый взгляд историй есть одно общее - мотивация. Желание оправдать человека, не оправдывая при этом сам грех. Конечно же, согрешившему брату, чей грех покрыл авва Аммон, наверняка стало стыдно, что послужило к его исправлению. Так же стало стыдно и оправданной Христом блуднице, которую хотели побить по закону фарисеи. Оправдав её перед обидчиками, Христос вовсе не оправдывал её грех, сказав: "Иди, и впредь не греши". Было стыдно и ученикам Христа, украдкой срывающим колосья в субботу вопреки установленным законам и традициям. И в этом случае Христос вовсе не оправдывал их грех, но оправдывал их самих перед злыми фарисеями. И хотя оправдательная речь Христа строилась на принципах Нового Завета, она не отрицает вину учеников, которые ни умом ди сердцем ещё не облеклись в этот Новый Завет. То есть это никак не оправдывало их совесть.

Так чему же учит история с колосьями? Некоторые видят её как воплощение борьбы Христа с древними заповедями. Как отрицание Христом внешних традиций, порядков и устоев. Такой подход к толкованию Евангелия рождает дух борьбы, осуждения и отрицания. А в некоторых случаях может даже духовно расслаблять, рождая ложные представления о том, что Христос не очень-то серьёзно относился к соблюдению закона. В то время как данная история учит нас оправдывать ближнего, учит нас не осуждать. Не умаляя при этом серьёзность и опасность греха как такового. Есть большая разница между тем, чтобы оправдывать грех, и тем, чтобы оправдывать согрешающего. Иисус не оправдывал греха и сам полностью исполнил закон. В своей нагорной проповеди Христос показывает каким серьёзным должно быть отношение ко греху. "Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и отбрось от себя", - говорит Он. Но дело в том, что следить мы должны за своей собственной рукой. И отсекать мы должны не руку ближнего, а свою собственную. Об этом и речь.

Автор: Дмитрий В.

________________________________________________

Читайте так же:
В чём смысл Нового и Ветхого заветов?
Два закона Ветхого Завета.