"Отче наш" - не единственная молитва, данная Богом.

09.04.2018

Часто можно встретить утверждение, будто бы молитва "Отче наш" - это единственная молитва, данная нам самим Господом. С формальной точки зрения, это может быть похоже на правду. Действительно, молитву "Отче наш" предложил сам Христос, отвечая на вопрос учеников "как нам молиться".

Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
(Лук.11:1-4)

Итак, молитва "Отче наш" преподана нам самим Христом. А как же на счёт молитв из молитвослова, которые оставили нам святые отцы? Чем являются примеры их молитв? Являются ли они чисто человеческим изобретением? Давайте попробуем разобраться в этом.

Даниил, в одной из своих молитв произносит следующее:

Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих;
и не слушали рабов Твоих,
пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны.
(Дан.9:5,6)

Обратите внимание на то, что говорит Даниил о пророках Божиих. Он говорит, что они говорят от имени Господа. И Даниил, от лица всего народа сокрушается о том, что этих пророков не слушали. То есть, по сути, не слушали самого Бога, говорящего через них. И потому согрешили, пошли против Божьей воли.

Вот как процесс передачи слова Божьего человеку происходил в видении пророка Иезекииля:

И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву.
Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток;
и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед.
И Он сказал мне: сын человеческий! встань и иди к дому Израилеву, и
говори им Моими словами;
(Иез.3:1-4)

И правда, когда мы читаем ветхозаветных пророков, то часто можем видеть, что они говорят не от своего имени, но напрямую от лица Божьего, или добавляя: "Так говорит Господь". То есть слова пророков - то же, что слова Божии. Пророк - это инструмент, уста Божии здесь на земле. Собственно, и само Священное Писание мы называем словом Божиим, хотя писал его не Бог.

Апостолы Нового Завета говорят о том же:

В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
(Иак.5:10)

А вот что говорил Христос своим ученикам:

Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.
(Лук.12:11,12)
Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
(Иоан.16:13)

После пришествия Христа на землю, Бог продолжает говорить через людей Духом Святым. Конечно, не через всех людей. А через тех, кто жизнью своей доказал свою веру. Через тех, кто стяжал величайшие дары Божии. Кто через силу Божию достиг христианского совершенства. Через тех, кого мы называем святыми духоносными отцами. И чьи молитвы в пример нам оставила церковь. Все эти молитвы в полной мере можно считать как пример, оставленный самим Господом. Точно так же, как молитву "Отче наш". С той лишь разницей, что Христос эти молитвы передавал не напрямую, а через духоносных отцов наших посредством Духа Святого. Так, как и обещал Христос.

__________________________________________________

Автор: Дмитрий В.