Зачем нужна икона?

В данной статье я не буду касаться истории иконоборчества и приводить все аргументы «за» или «против». Хочу поделиться лишь тем, с чего лично я начал понимать пользу и смысл использования икон во время молитвы. Возможно, кому-то покажется это интересным или даже полезным.

На мой взгляд, важно начать рассматривать этот вопрос именно с молитвы. О том какой она должна быть. И вот что пишут об этом святые отцы:

«Душа молитвы – внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим «имя Божие всуе»».
(Симеон Новый Богослов)

«Произноси слова молитвы неспешно; не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы».
(Лествица. Слово 28, гл. 17.)

«Внимание есть первоначальный дар Божественной благодати, ниспосылаемый трудящемуся и терпеливо страждущему в подвиге молитвенном».
(Добротолюбие, Каллист и Игнатий Ксанпофулы)

Несомненно, икона и горящая свеча способствуют тому самому вниманию, о котором мы читаем в наставлениях святых отцов. Христианин, молящийся перед иконой, конечно же молится не ей. И поклоняется не ей. И полностью понимает, что это лишь рукотворный образ. Помогающий правильной молитве. Собирающий в себя блуждающее человеческое внимание. Останавливающий скачущий по всей вселенной ум.

Конечно, Бог слышит нас и без всяких икон. Икона не является порталом в божественную приёмную. И христиане, достигшие определённого духовного совершенства, вероятно могут молиться без использования рукотворных образов. Но это, наверное, касается в основном монашествующих. Их ум на протяжении дня не был занят мирской суетой, рекламой, новостями, телевизором. Их сердце не было увлечено ничем таким. Но обычному мирянину, даже если он подвизается во внимательной жизни, трудно сохранять ум и сердце в полной чистое и божественном мире. И здесь на помощь приходит икона.

«Ум, во время молитвы, должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения: потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Образы, если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемою завесою, стеною между умом и Богом».
(Святитель Игнатий Брянчанинов)

«Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога”
(Преподобный Мелетий Исповедник)

Как ни странно, но икона как раз помогает держать ум безвидным. Помогает не видеть ничего. Взирая на икону во время молитвы, ум легче держать в чистоте, не давая ему генерировать мечтательные образы. Образы, мало соотносящиеся с истинной святостью. А вот иконы, напротив, писали люди под воздействием Духа Святого. Поэтому взирая на икону, очень удобно не только держать ум в богоугодном внимании, но и настраивать сердце сообразно сердечному настроению святых. Ведь любое видимое изображение передаёт нам дух и настроение его создателя. Создателем же иконы по большей мере является не человек, но сам Господь. Дающий вдохновение иконописцу. Точно так же как создателем Евангелия является не человек, но сам Бог, говорящий через человека Духом Святым.

«Святые иконы приняты святою Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству, и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самою Пресвятою Девою; но ум твой храни безвидным: величайшая разница быть в присутствии Господа и предстоять Господу, или воображать Господа. Ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх, вводит в нее спасительное чувство благоговения, а воображение Господа и святых Его сообщает уму как бы вещественность, приводит его к ложному, гордому мнению о себе, – душу приводит в ложное состояние, состояние самообольщения».
(Слово преподобного Симеона о трех образах молитвы)

Кстати, о влиянии иконы. Тут важно подобрать икону правильно. Важно, чтобы она сама не была источником ложных духовных восторгов, мечтаний и мнимодуховных ощущений. Иначе сам смысл использования иконы искажается. Я не берусь рекомендовать что-то конкретное, но к вопросу выбора икон следует подходить внимательно. Я не знаток этого вопроса, но думаю вряд ли икона должна быть такой:

или даже такой: