Destroy
39 454 subscribers

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

5,4k full reads
10k story viewsUnique page visitors
5,4k read the story to the endThat's 53% of the total page views
10,5 minutes — average reading time
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Сегодня мы расскажем про знаменитый заброшенный "атомный" маяк третьего класса с названием "Анива", построенный ещё японцами во времена Карафуто в 1939 г. и являющийся одной из визитных карточек острова Сахалин.

Мы постарались сделать самый подробный фотообзор этого маяка в интернете и надеемся, что вам понравится наша экскурсия по этому легендарному месту.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Год назад мы уже упоминали этот знаменитый и не побоюсь этого слова красивейший заброшенный маяк России в одной из наших статей, где рассказывали про залив Анива. Тогда вам очень понравилась наша статья, но в тот раз перебраться на остров с маяком у нас не вышло.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Так что в этот раз мы целенаправленно отправились на сам маяк, но уже не пешком, а по воде, чтобы сделать максимально полноценный обзор, отсняв его со всех сторон с воды, с воздуха и заглянув в каждую щель на всех этажах.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Впервые маяк здесь хотели построить ещё во времена Российской Империи, когда в 1898 г. у этих опасных скал затонул Германский пароход, но реализовать задуманное не успели.

Во времена, когда после поражения Российской Империи в Русско-Японской войне, милитаристская Япония завладела южной частью Сахалина и организовала там префектуру Карафуто, японцы стали активно строить и развивать инфраструктуру на своей половине острова, в том числе и судоходную. Строились различные пирсы, возводились маяки и т.д.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Так в 1937 г. на южной оконечности Тонино-Анивского хребта, оканчивающейся труднодоступным мысом Накасирэтоко-Мисаки (Анива) и являющимся восточным входным мысом в залив Анива было решено построить для обеспечения судоходства маяк.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Мыс оканчивался небольшой отдельно стоящей посреди воды скалой Сивучья, где по проекту японского инженера Синобу Миура и началось строительство этого маяка.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

И вот перед нами предстаёт этот возвышающийся из воды суровый красавец.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Место, омываемое холодными водами Охотского моря и обдуваемое морскими ветрами, было выбрано крайне сложное.

К слову доставкой строительных материалов на скалу занималось судно "Рошу-Мару". Это было единственное судно маячного департамента Японии, предназначенное для строительных маячных работ. Интересно то, что изначально это был Русский пароход "Аргунь" общества КВЖД, захваченный японцами в Корейских водах.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Тем не менее, хоть и с большим трудом, но в 1939 г. этот самый сложный маяк на острове Сахалин был построен, а его строительство обошлось японской казне в 600000 йен.

По другой информации строительство началось в 1939 г. и окончилось только в 1945 г. Но такая точка зрения крайне не популярна, а как оно на самом деле мы даже и судить не берёмся.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Так на девятиметровой скале стала возвышаться башня маяка высотой 31 метр.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Из за труднодоступности маяка и возможности попасть на него только по воде, завоз продуктов с топливом и доставка маячной команды сильно осложнялись, особенно в зимне время. Море здесь крайне неспокойное.

После поражения Японии в Советско-японской войне в августе 1945 г. южная часть Сахалина вернулась в состав уже Советской России, а соответственно и этот маяк достался в пользование Советскому Союзу.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

За время эксплуатации его неоднократно укрепляли силами военных, меняли постоянно выходящее из строя оборудование и модернизировали. Так во время одной из модернизаций ацетиленовая лампа в светооптическом аппарате была заменена на электрическую, а вместо вращательного механизма работавшего от маятника появился электрический, питающийся от аккумуляторов.

Из за постоянно выходящего из строя оборудования и проблем с доставкой продовольствия, да и в принципе сложных условий для дежурства маячной команды гидрографической службы ТОФ, в 1990 г. маяк было решено перевести в автономный режим работы.

Для этого внутри был установлен радиоизотопный термоэлектрический генератор РИТЭГ и с тех пор он стал необитаем, а обслуживать его приплывали с ближайшей погранзаставы.

А в 2006 г. в связи с истечением срока эксплуатации и повсеместным внедрением систем спутниковой навигации, РИТЭГ был вывезен с маяка и с тех пор он больше не функционировал.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Нижняя часть башни, где располагались различные технические помещения, была построена с овальным выступом в сторону открытого моря, а верхняя круглая часть баши была жилой.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

В интернете повсеместно пишут, что маяк имел девять этажей, хотя на самом деле этажей там не девять, потому что здесь есть ещё подвальный этаж, дополнительно надстроенный этаж пристройки и фонарное сооружение, то есть по факту их 12.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Ну а теперь давайте высадимся на скалу и посмотрим на внутренности маяка. Теперь на этой скале гнездятся чайки.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Поднявшись по скале от места причаливания лодки мы выходим на две огибающих маяк лестницы, ведущих к двум входам.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Вдоль неё расположены иллюминаторы.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Т.к. во время штормов волны здесь очень высокие и частично накрывают маяк, на входах и окнах нижних этажей были установлены такие металлические ставни.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Второй вход.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Ну а теперь пройдём внутрь.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Мы попадаем на цокольный этаж.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

После модернизации 1963 г. здесь располагалась дизель-генераторная электростанция с двумя дизель-генераторными агрегатами ДГА-12 мощностью по 12 квт. и аккумуляторная.

В 1990 г. при автоматизации маяка вместо дизелей оборудование стал питать радиоизотопный термо-электрический генератор РИТЭГ ИЭУ-1М.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Но прежде чем мы поднимемся наверх, давайте спустимся в подвальный этаж.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Где располагались запасы воды и водогрейные котлоагрегаты КОАВ-68, установленные во время модернизации маяка.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

А теперь давайте вернёмся на цокольный этаж.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

И поднимемся выше на первый этаж, который по факту третий.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Наверх сквозь все этажи башни маяка уходила винтовая лестница, по центру которой проходила труба, в которой висела цепь маятника, вращающего механизм светооптического аппарата в световой кабине.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Вес гири маятника составлял 270 кг, а заводить его было необходимо каждые три часа. После модернизации и установки дизель-генераторов маятниковый механизм больше не использовался.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

На первом этаже располагались кухня, столовая. продовольственный склад, баня и туалет.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Здесь всё ещё остались весы для взвешивания продуктов.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Печь тоже на месте.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Осмотрим другие помещения.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Склад продуктов.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

На стене висел шкафчик для хранения сигнальной ракетницы.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Видимо комната для приёма пищи.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Только теперь на столе лежит ящик от аккумуляторов и какой-то агрегат, который явно вращался.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

И даже санузел.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Теперь поднимемся на второй этаж.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

По такой винтовой лестнице.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Изначально на этом этаже располагалось жилое помещение на 4 человека, но во время реконструкций сначала там разместилась вахтенная.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

А позже добавилась радиорубка и аппаратная радиомаяка.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Первый радиомаяк с позывным "АВ" здесь появился ещё в 1947 г.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

В 1953 г. взамен был установлен новый радиомаяк КРМ-250, в 1963 г. его заменил КРМ-100, а в 1988 г. его заменил КРМ-300.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

В 1990 г. при переводе маяка на автономную работу в нём разместили радиомаяк Агат-1, а в 1997 г. для улучшения распознавания маяка в сложных метеоусловиях был введён радиолокационный маяк-ответчик РЛМО УКТ-10101.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

А мы поднимаемся ещё выше.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

На третий этаж, который по факту пятый.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Здесь располагалась небольшая мастерская и кладовые.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

В 1963 г. здесь был надстроен ещё один этаж пристройки из за чего внутри появилась такая лестница.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Которая выходила на площадку над пристройкой. Угрожающее предупреждение о радиации видимо осталось со времён, когда маяк автономно работал от РИТЭГ-а.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Здесь размещалась штыревая антенна радиомаяка.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

И дублирующий светооптический аппарат на случай выхода из строя основного.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Вид на жилые этажи башни и эркер.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Давайте поднимемся туда.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

На четвёртом, пятом и шестом этаже башни размещалось по одной комнате на 4 человека.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Четвёртый этаж, он же по факту шестой.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Идентичный пятый этаж.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

И шестой.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

А мы поднимаемся ещё выше. На некоторых этажах для доступа в трубу цепи маятника были предусмотрены такие люки.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Здесь и висела цепь с гирей маятника.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Седьмой этаж, он же девятый, где размещались водонапорный бак, расширительный бак системы водяного отопления и помещение агрегатов наутофона для подачи сигналов в туман и плохую погоду. Сами звуковые излучатели раньше стояли на крыше эркера.

Первый наутофон на маяке появился ещё в 1952 г. Тогда здесь была установлена установка 3/Р5-52 с тремя звуковыми излучателями. В 1965 г. вместо него заработал новый наутофон ЛИЕЖ-300-240, а с 1989 г. после сильного шторма наутофон был повреждён и впоследствии упразднён.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Восьмой этаж занимал склад маячного имущества.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Девятый этаж, он же одиннадцатый.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Это подфонарное сооружение, где располагался вращательный механизм светооптического аппарата в виде мощного часового механизма, груз маятника которого мы видели внизу.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Здесь внутри осталась лежать линза диаметром около метра от старого светооптического аппарата третьего разряда, дальность действия луча которого достигала 28 км. При этом опорный поплавок этой оптической системы вращался в большой чаше, в которой в качестве подшипника было налито 300 кг ртути, а общий вес светооптической системы составлял около 900 кг.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Сохранились и родные медные заслонки в стенах.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Здесь у стенки стоит несколько аккумуляторов. Вероятно после вывоза РИТЭГ-а маяк всё таки ещё какое-то время действовал на обычных аккумуляторах, пока не был разграблен.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Пройдёмся по кольцевому мостку вокруг подфонарного этажа.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Здесь была ещё одна штыревая антенна.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Снова иллюминаторы.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

А выше находится самое главное.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Вход в фонарное сооружение осуществлялся по такой лестнице.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

И вот мы на верхнем этаже.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Десятый, он же двенадцатый этаж, где располагался светооптический аппарат.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

В 1990 г. в ходе перевода маяка на автономный режим и установки РИТЭГ-а, старый аппарат был демонтирован, а вместо силами Гидрографической службы Тихоокеанского флота и Научно-Исследовательского Института Технической Физики и Автоматизации здесь был установлен новый светооптический аппарат АСА-500М.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Шикарная линза.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

А вокруг постоянно снуют чайки, которые совсем не боятся человека.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Крыша фонарного сооружения выполнена из меди. Это было частой практикой, ведь обычный чёрный металл в таких суровых морских условиях быстро приходил в негодность.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Вид на мыс.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Круговой ходок вокруг световой кабины.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Ну а напоследок давайте взберёмся на самую верхнюю точку маяка на его крышу.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Вид на уходящие в море опасные скалы мыса.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

И шпиль.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто
Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Ну а на этом всё.

А напоследок держите нашу небольшую видеонарезку про некоторые места острова, в том числе с кадрами маяка с дрона.

Жемчужина Сахалина: Заброшенный "атомный" маяк "Анива", построенный японцами во времена Карафуто

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.