36 856 subscribers

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

842 full reads
1,2k story viewsUnique page visitors
842 read the story to the endThat's 67% of the total page views
4,5 minutes — average reading time
Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Сегодня мы заберёмся на гору Лысуха высотой 3038 метров в республике Алтай, где на высоте 2972 метра над уровнем моря расположена узловая радиорелейная станция УРС-08609 радиорелейной сети РРЛ-800, прозванная в народе как просто "Ретранслятор".

Старая фотография за авторством Э. Аюбаева с работниками станции, найденная на сайте vtourisme.com. На фото работники цеха В. Нездолий, будущий начальник цеха В. Руденко, инженер Э. Аюбаев и водитель А. Сахильянов.
Старая фотография за авторством Э. Аюбаева с работниками станции, найденная на сайте vtourisme.com. На фото работники цеха В. Нездолий, будущий начальник цеха В. Руденко, инженер Э. Аюбаев и водитель А. Сахильянов.
Старая фотография за авторством Э. Аюбаева с работниками станции, найденная на сайте vtourisme.com. На фото работники цеха В. Нездолий, будущий начальник цеха В. Руденко, инженер Э. Аюбаев и водитель А. Сахильянов.

Данная радиорелейная станция обеспечивает связью республику Алтай на протяжении от г. Горно-Алтайск до села Ташанта.

В интернете часто можно прочитать ошибочные данные, что это была первая радиорелейная станция на Алате, построенная в 1970 г., но на самом деле дело обстоит не совсем так. Точнее совсем не так.

А всё потому, что горы с названием Лысуха у Акташа две и обе трёхтысячники. Так первый "ретранслятор", построенный в 1970 г. был на другой горе на высоте 3255 метров и просуществовал всего пять лет. А в 1975-1976 гг. уже на этой одноимённой горе был построен новый "ретранслятор", который принимал низкочастотный сигнал с Усть-Каменогорска и Таштагола. Вот только построен он был опять же не на этом месте и опять же просуществовал всего лишь 5-6 лет.

А в начале 1980-х гг. постановлением правительства СССР Министерству связи было поручено организовать новую радиорелейную магистраль РРЛ-800 "Улан-Батор - Москва" из 50 станций, 39 из которых должно было располагаться в Монгольской Народной Республике, а запуск магистрали был запланирован на конец 1981 г.

Так согласно приказу Министерства связи СССР №327 от 26.08.81 г. началось строительство уже третьей новой радиорелейной станции на горе Лысуха, которая была запущена в опытную эксплуатацию 1 января 1983 г., а с 8 января приступила к полноценной постоянной работе.

А после распада СССР необходимость в радиорелейной магистрали стала отпадать и её радиорелейные станции начали сокращать. Но эту станцию, обеспечивавшую связь от Горно-Алтайска до Ташанта, было решено сохранить и в 2003 г. она была передана республике Алтай, где постановлением Правительства республики от 20 ноября 2003 г. станция была включена в государственное ведомство по эксплуатации радиорелейной линии связи "Эл Телеком", которая также взаимодействовала с "Ростелекомом".

А с 2013 г. станция стала работать автономно и с тех пор сотрудники на ней уже не дежурят, а приезжают для обслуживания и ремонта при необходимости с Акташской базовой станции, где расположена аварийно-профилактическая группа.

К слову изначально эта станция находилась в составе Министерства связи СССР, которое впоследствии было реорганизовано в "Ростелеком", а в номере УРС-08609 первые две цифры 08 означают номер территориального центра управления междугородными связями, в данном случае это Новосибирский ТЦУМС. Цифра 6 означает направление вещания, в данном случае это Горно-Алтайское направление. А цифры 09 означает номер станции.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Гора Лысуха является одним из самых легкодоступных трёхтысячников Горного Алтая, а расположена она в Улаганском районе на южном склоне Курайского хребта в региональной Курайской зоне разломов в десятке километров от села Акташ. Сюда мы и направляемся.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Вдоль дороги продолжительное время проходит живописная горная речка.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"
Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Но эта дорога после сильных дождей постоянно требует ремонта, который делают местные жители. Почему местные жители? Да всё просто, чтобы самим же по ней возить туристов на заброшенный рудник и смотровую площадку. Здесь мы встретили несколько машин и группу мотоциклистов, которые направлялись туда же куда и мы.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

По пути на склонах горы мы заметили несколько пасущихся яков.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Правда сфотографировать успели только одного, потому что завидев нас они быстро ретировались.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Водители, что чинили дорогу постоянно возят сюда туристов, но на самый верх горы на машине можно заехать не всегда. В июне на вершине до сих пор лежит снег.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Поэтому дальше только пешком.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Выше у нижней смотровой площадки мы снова повстречались с ребятами на мотоциклах и квадроциклах.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"
Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

На таком аппарате здесь конечно путешествовать куда проще. :)

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Ну а нам остаётся подниматься только пешком.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Мотоциклы и машины остаются внизу.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

И появляется снег.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"
Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

А мы поднимаемся всё выше на гору.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"
Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"
Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"
Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Постепенно взбираемся на верхнюю смотровую площадку.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Она доступна только после полного схода снега ближе к середине лета.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Рядом кто-то построил укрытие из камней.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

А нам нужно ещё выше.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

К самой станции с её 70 метровой антенной.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Здесь уже начинаются настоящие сугробы, не смотря на то, что на дворе июнь.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

К слову к станции теперь подведена ЛЭП.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

"Лопухи" радиорелейки.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Антенные оттяжки.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"
Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

В сугробе стоят два бульдозера.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Но на саму станцию ходить запрещено.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"
Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Рядом находился ещё какой-то домик.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Посмотрим на него.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Внутри лишь сугроб.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Ну а мы поднимаемся ещё выше.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

На самую вершину горы.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Откуда открывается потрясающий вид. Отсюда сверху можно наблюдать и крупнейший в Центральном Алтае Северо-Чуйский хребет, и хребет Чихачева, и Курайскую степь.

Отсюда можно наблюдать массив Табын-Богдо-Ола, что означает "Пять святых гор" на месте схождения России, Монголии и Китая, а в хорошую погоду даже можно увидеть венчающую Катунский хребет высочайшую вершину Горного Алтая - священную гору Белуха.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Ну а нам пора возвращаться назад.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Так что на этом всё.

Поднялись на Алтайскую гору Лысуха высотой 3 км к радиорелейной станции бывшей магистрали "Улан-Батор - Москва"

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.