Старейший боевой корабль Тихоокеанского флота "Красный Вымпел"

30 April
9,3k full reads
5,5 min.
17k story viewsUnique page visitors
9,3k read the story to the endThat's 53% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

Сегодня мы расскажем про старейший корабль Тихоокеанского флота, а именно советский сторожевой корабль с гордым названием "Красный Вымпел", изначально построенный ещё до революции по заказу губернатора Камчатки как парусно-паровая яхта "Адмирал Завойко" и ныне являющийся одним из немногих дореволюционных кораблей-музеев в России, на который к слову теперь не очень просто попасть т.к. он вечно закрыт для посещений.

Так этот корабль выглядел при жизни на фото из собрания Лемачко Б.В., найденном на сайте реестра водного транспорта fleetphoto.ru
Так этот корабль выглядел при жизни на фото из собрания Лемачко Б.В., найденном на сайте реестра водного транспорта fleetphoto.ru
Так этот корабль выглядел при жизни на фото из собрания Лемачко Б.В., найденном на сайте реестра водного транспорта fleetphoto.ru

Судно строилось по заказу губернатора Камчатки как яхта "Адмирал Завойко" для местной администрации и было спущено на воду с Охтинской верфи ещё в октябре 1910 г. на Санкт-Петербуржском заводе "Wm. Crichton and Co.-Okhta".

В википедии утверждается, что августе 1911 г. судно уже прибыло на Камчатку и использовалось как пассажирское и посыльное, но в данных из реестра водного транспорта указано, что в августе 1911 г. судно было только достроено.

Так или наче но вскоре грянула Первая Мировая Война и в 1914 г. судно из Петропавловска-Камчатского ушло во Владивосток, где перешло в подчинение Военного ведомства. Есть информация, что тогда оно получило своё первое вооружение в виде двух 57-мм орудий, но насколько это точная информация мы не ручаемся, так что если что заранее просим прощения.

Судно водоизмещением 650 тонн имело габариты 43,5 метра в длину и 8,5 метра в ширину с осадкой 4 метра. В качестве двигателя в нём использовалась паровая машина тройного расширения.

По одной информации мощность двигателя составляла 600 л.с., позволявшая двигаться со скоростью в 9 узлов на расстояние в 2500 морских миль. По другой информации водоизмещение судна составляло 700 тонн, а мощность двигателя 550 л.с. со скоростью 11.5 узлов с дальностью хода до 3500 миль. Какие из этих цифр правильные ответить затрудняемся, но склоняемся к второму варианту, т.к. в сети есть печатный документ за 1929 г. с этими цифрами, а у написанных характеристик первого варианта на той же Википедии достоверных подтверждений нет.

А потом грянула Октябрьская революция и уже в конце ноября 1917 г. экипаж судна одним из первых на Дальнем Востоке перешёл на сторону Советской власти.

Так этот корабль выглядел при жизни на фото из собрания Лемачко Б.В., найденном на сайте реестра водного транспорта fleetphoto.ru
Так этот корабль выглядел при жизни на фото из собрания Лемачко Б.В., найденном на сайте реестра водного транспорта fleetphoto.ru
Так этот корабль выглядел при жизни на фото из собрания Лемачко Б.В., найденном на сайте реестра водного транспорта fleetphoto.ru

Летом 1918 г. белогвардейцы смогли захватить его обратно, но спустя два с половиной года в январе 1921 г. его смогли захватить войска Дальневосточной республики, после чего судно было включено в состав Сибирской военной флотилии, вооружено 40-мм автоматической пушкой системы Виккерса и направилось к берегам Камчатки с военным грузом для Камчатского военно-революционного комитета.

А в мае 1921 г. во Владивостоке начался контрреволюционный переворот и во избежании повторного захвата белогвардейцами при возвращении судно было эвакуировано в Шанхай пока не угаснет Гражданская война. Там оно пробыло до конца 1922 г.

А 24 января 1923 г. на судне был поднят советский военно-морской флаг и в марте оно вернулось во Владивосток, где было переоборудовано в сторожевой корабль, вошло в состав Морских Сил Дальнего Востока и сменило название на "Красный Вымпел".

Тогда корабль получил на вооружение четыре скорострельных 75-мм орудия системы Канэ и четыре 7,62-мм пулемёта системы Максим, с которым на протяжении следующих двух лет принимал активное участие в боевых выходах вдоль побережья Охотского и Берингова морей, направленных на подавления остатков белогвардейцев.

Потом в 1926 г. корабль участвовал в буксировке с острова Сахалин на реку Амур кораблей будущей Краснознамённой Амурской Флотилии, которые ранее в 1920 г. увели японские интервенты из базы в г. Хабаровск.

В период с 1928 по 1931 гг. корабль участвовал в гидрографических экспедициях, исследуя воды Дальнего Востока и даже побывал на Командорских островах, где на границе у самого западного американского острова Атту группы Алеутских островов силами экипажа были оборудованы посадочные пункты для дозаправки знаменитого гидросамолёта "Страна Советов", совершившего перелёт через три континента и за которым следил весь мир.

11 января 1935 г. сторожевой корабль "Красный Вымпел" был одним из первых зачислен в состав сформированного Тихоокеанского флота СССР, став первым кораблём в составе ТОФ, на котором был поднят советский военно-морской флаг.

Перед началом Великой Отечественной Войны корабль использовался в учебных целях, а во время войны обеспечивал боевые операции флота, стоянки подводных лодок и занимался прокладкой подводных кабельных линий, а в 1944 г. был переоборудован и использовался в испытаниях в качестве контрольной гидроакустической станции.

После окончания ВОВ и Советско-японской войны корабль продолжили использовать для обнаружения мин и испытания новых способов борьбы с ними, а за проявленные действия во время боевых операций более двух десятков человек из 57 человек экипажа были удостоены наград орденами и медалями.

А 11 марта 1958 г. корабль был выведен из боевого состава Военно-Морского Флота СССР и установлен у Корабельной набережной в г. Владивосток в качестве старейшего корабля-мемориала Тихоокеанского флота.

В апреле 2014 г. корабль временно покинул свой постоянный причал и был направлен на "Дальзавод" для докования, очистки дна от моллюсков и осмотра на повреждения с их устранением, а экспозиция из кают корабля была на время перемещена в музей Музея боевой славы ТОФ. Уже летом того же года он вернулся обновлённым и покрашенным на своё место, но с размещением экспозиции внутри тогда не торопились и в последующие годы разрешали лишь осмотр снаружи, да заглянуть на капитанский мостик.

А последние годы на него и вообще перестали пускать посетителей.

Нам же довелось побывать на нём когда на него ещё пускали.

И хоть каюты и машинное отделение для осмотра было недоступно, на палубе тоже было что посмотреть.

И начнём мы наш осмотр с вооружения корабля.

Пулемёты Максим установлены на высоких основаниях.

А вот установленные на корабле орудия главного калибра на самом деле не родные.

Одно из родных 75-мм орудий системы Канэ с этого корабля сейчас находится в экспозиции Центрального военно-морского музея в г. Санкт-Петербург, а вместо них на "Красном Вымпеле" сейчас установлены 120-мм орудия Круппа с укороченными стволами и оснащёнными щитками. Причём всего два, а ещё да на корме просто отсутствуют.

Возможно установленные вместо родных орудия были взяты в качестве трофеев Русской армией в 1900 г. в Таку, а позже в 1950-х гг. вывезены из Порт-Артура, но это лишь предположение.

Парусная мачта уходит в небо.

Шлюпбалки вроде бы тоже были заменены при ремонте.

Люки со световыми иллюминаторами в машинно-котельное отделение.

Туда нам спуститься не суждено.

И прочие люки спусков вниз.

Пройдём дальше к трубам дымоходов.

В паровых машинах мы не разбираемся, так что какая труба здесь была для чего гадать не станем.

Но в самую большую из них есть корабельная гермодверь.

И очередной спуск вниз.

Теперь поднимемся повыше на палубную надстройку.

Здесь находится рубка с капитанским мостиком.

Это единственное помещение, которое было доступно для осмотра с 2014 г., пока в 2019 г. и на борт не перестали пускать.

Без котлов и кают статья обойтись может, а вот без рулевого колеса была бы совсем не та. :)

Вид с самого верха палубной надстройки.

На корабельной набережной виден музей знаменитой и самой эффективной подводной лодки ВОВ, о которой мы уже писали ранее подробную статью.

Спустимся обратно вниз.

И пройдём к носу корабля.

Где расположены якорные цепи.

И бушприт на самом носу корабля.

А за этой гермодверью раньше сидел билетёр.

Ну а на этом всё.

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.