36 755 subscribers

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

11k full reads
21k story viewsUnique page visitors
11k read the story to the endThat's 55% of the total page views
9 minutes — average reading time

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Расформированный в 1998 г. военный аэродром "10-й участок", также известный как "Калинка", где дислоцировались 301-й и 216-й истребительные авиационные полки, штаб 28-й истребительной авиационной дивизии, а также 26-й гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Для начала как обычно остановимся на истории авиаполков и если вам не интересно читать длинный текст, то просто пролистайте его до фотографий.

Аэродром "10-й участок" с ВПП № 047/227 длинной 2500 м. и шириной 40 м. одним из первых попал под сокращение, когда был подписан договор о 100 километровой демилитаризованной зоне с Китаем и отводе войск от границы.

До расформирования на нём базировались авиаполки 28-й истребительной авиационной дивизии. Пройдёмся вкратце по их истории:

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

301-й ИАП. в.ч. 65383

301-й истребительный авиационный полк берёт свою историю с 1940 г. Тогда в военно-воздушных силах 2-й Краснознамённой армии Дальневосточного фронта на аэродроме "Бирофельд", расположенном в Еврейской автономной области, начал формироваться авиационный полк из трёх эскадрилий самолётов И-16 и одной эскадрильи И-15бис в составе 69-й смешанной авиационной дивизии ВВС в подчинении 15-й армии ДВФ, а в 1941 г. перешёл в состав 97-й смешанной авиационной дивизии.

В январе 1942 г. первые три лётчика части были направлены на фронт для участия в боях с немецко-фашистскими захватчиками, а в ноябре того же года полк уже будучи в подчинении 254-й истребительной авиационной дивизии в составе 27 экипажей также отправился на фронт во главе с командиром.

После окончания ВОВ полк получил на вооружение новые самолёты Як-9, вернулся на Дальний Восток и в августе 1945 г. в полном составе участвовал в разгроме войск милитаристской Японии, выполняя различные задачи. За отличия в боевых действиях приказом Верховного Главнокомандующего СССР И. В. Сталина личному составу части была объявлена благодарность.

В 1948 г. в полк поступили новые самолёты Як-11, а в 1953 г. МиГ-15, МиГ-17 и Р-63 "Аэрокобра".

В 1960 г. полк перешёл в подчинение 29-й дивизии ПВО.

Самолёт Су-9 этого авиаполка на фото Василия Свасцова, найденном в интернете.
Самолёт Су-9 этого авиаполка на фото Василия Свасцова, найденном в интернете.
Самолёт Су-9 этого авиаполка на фото Василия Свасцова, найденном в интернете.

В 1962 г. в полк стали поступать новые самолёты Су-9 и полк начал их освоение, пополнившись лётными составами с аэродромов "Центральная Угловая" и "Переяславка".

Начало переучивания для полка сложилось не очень успешно. Так летом 1962 г. при вынужденной посадке из за остановки двигателя погиб пилот, а в следующем году после взлета на высоте 500 м. отказал двигатель у ещё одной машины и самолёт упал возле аэродрома образовав озеро, в котором долгое время можно найти останки самолёта. Тогда пилот тоже погиб.

В 1968 г. начали строить арочные укрытия для самолетов и различные укрытия личного состава, а так же защищенный СКП. В 1972 г. на аэродроме началась глубокая модернизация и на периоды ремонта ВПП в 1972 г. и ремонта рулежной дорожки, центральной заправочной и газовочной площадки в 1973 г. полк находился на аэродром "Смирных" на о. Сахалин.

А с 1976 г. 301-й ИАП получил новые МиГ-23 М.

В 1981 г. полк перешёл в состав 28-й истребительной авиационной дивизии, а с 1986 по 1989 гг. входил в состав 8-го корпуса ПВО второго формирования.

Офицеры полка в 1973 г. Фото найдено в интернете.
Офицеры полка в 1973 г. Фото найдено в интернете.
Офицеры полка в 1973 г. Фото найдено в интернете.
На этом фото Василия Свасцова, найденном в интернете, командир 301 ИАП с 1964 по 1966 гг. полковник С. И. Доморозов прощается со знаменем. Справа у знамени принимающий полк В.Н. Машкин, командовавший с 1967 по 1979 гг.
На этом фото Василия Свасцова, найденном в интернете, командир 301 ИАП с 1964 по 1966 гг. полковник С. И. Доморозов прощается со знаменем. Справа у знамени принимающий полк В.Н. Машкин, командовавший с 1967 по 1979 гг.
На этом фото Василия Свасцова, найденном в интернете, командир 301 ИАП с 1964 по 1966 гг. полковник С. И. Доморозов прощается со знаменем. Справа у знамени принимающий полк В.Н. Машкин, командовавший с 1967 по 1979 гг.

В 1994 г. полк был расформирован.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

26-й гв. АПИБ.

С 1968 г. на аэродром был передислоцирован 26-й Гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков

Свою историю он берёт с 1938 г., когда в Ленинградском Военном округе на аэродроме "Горелово" на основе 10-й отдельной истребительной авиаэскадрильи был сформирован 26-й истребительный авиационный полк, позже переподчинённый ПВО.

В 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР полк получил звание "Гвардейский". К моменту преобразования на вооружении полка стояли самолёты "Харрикейн", И-16 и МиГ-3. Сам полк был задействован в обороне Ленинграда как специализированный полк ночных истребителей., а 2-я эскадрилья полка была именной и носила имя Героя Советского Союза Д. Е. Оскаленко.

Як-9Д и Як-1Б этого авиаполка в марте 1944 г. найденное на сайте о полках и самолётах СССР времён ВОВ.
Як-9Д и Як-1Б этого авиаполка в марте 1944 г. найденное на сайте о полках и самолётах СССР времён ВОВ.
Як-9Д и Як-1Б этого авиаполка в марте 1944 г. найденное на сайте о полках и самолётах СССР времён ВОВ.

В 1943 г. полк начал получать новые истребители "Спитфайр" Mk V, в 1944 г. Як-9, а в 1945 г. "Спитфайры" Mk IX с опытными образцами аппаратуры телевизионной связи РД-1.

Фото построения инженерно-технического состава полка в 1945 г. с того же сайта. На заднем плане "Спитфайры" Mk IX.
Фото построения инженерно-технического состава полка в 1945 г. с того же сайта. На заднем плане "Спитфайры" Mk IX.
Фото построения инженерно-технического состава полка в 1945 г. с того же сайта. На заднем плане "Спитфайры" Mk IX.

Интересный факт. С 1957 по 1960 гг. в этом полку проходил службу будущий космонавт Г. С. Титов.

В 1961 г. полк опять стал истребительным, потом истребительно-бомбардировочным и в начале 1970-х получил самолёты Су-7.

В 1972 и 1973 гг. на периоды ремонтных работ во время модернизации аэродрома полк находился на аэродроме "Переяславка".

Фото самолётов Су-17 этого полка в 1976 г., найденное на сайте ЛитВек.
Фото самолётов Су-17 этого полка в 1976 г., найденное на сайте ЛитВек.
Фото самолётов Су-17 этого полка в 1976 г., найденное на сайте ЛитВек.

В 1976 г. он вновь был переформирован и стал полком истребителей-бомбардировщиков уже получая новые машины Су-17,

А с 1979 г. стал получать новые самолёты Су-24 и стал именоваться 26-м гвардейским бомбардировочным авиационным полком.

А в 1989 г. полк был расформирован.

216-й ИАП. в.ч. 27984.

С 1988 г. на аэродроме базировался 216-й истребительный авиационный полк на самолётах Су-27, сформированный на аэродроме "Орловка" в 1986 г.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

К сожалению ни одного нормального фото с самолётами этого полка найти не получилось, но есть вот такой стопкадр приземления с видео отвратительного качества.

Полк расформирован в 1998 году.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

582-й ИАП.

С 1948 г. на аэродроме также дислоцировался 582-й истребительный авиационный полк, который был сформирован на аэродроме "Воздвиженка" из двух эскадрилий И-16 тип 10 и одной эскадрильи И-16 тип 17 в составе 70-й смешанной авиационной дивизии ВВС 25-й армии Дальневосточного фронта.

С 1948 по 1952 гг. полк получил новые самолёты Ла-7, Р-63 "Кингкобра" и МиГ-15.

Но здесь он задержался недолго и уже осенью 1950 г. был передислоцирован на аэродром "Дэншахэ" в Китай. К сожалению фотографий его присутствия на аэродроме "10-й участок" найти не удалось.

В мае 1992 г. полк был выведен из состава 4-й Воздушной армии Советских Групп Войск на территорию РФ и расформирован на аэродроме "Смоленск-Северный".

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

С расформированием всех полков был заброшен и сам аэродром, после чего стал нещадно разграбляться местным населением. Позже военные вернулись и заняли часть первой зоны аэродрома под свои нужды, о которых мы расскажем в конце поста.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Сам гарнизон "10-й участок", ныне именуемый посёлком Калинка, мы не фотографировали т.к. он представляет из себя самые обычные ДОС-ы, да другие типовые гарнизонные постройки.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Разве что взгляд зацепился за пару старых водонапорных башен.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

И мы сразу направляемся в сторону аэродрома. Сколько раз мы его посещали начиная с 2003 г. просто не счесть, и конечно у нас накопилось множество фото разных лет и в разное время года. Правда за это время там практически ничего и не изменилось.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

У дороги ближе к выезду из гарнизона было небольшое овощехранилище. Раньше рядом была ещё и столовая, но местные её разобрали на строительные материалы.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

А у самого выезда из гарнизона на аэродром располагалось здание бывшего штаба 28-й истребительной авиационной дивизии. Долгое время оно стояло законсервированным и абсолютно пустым. Только окна и двери, и больше ничего.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

И вот уже показались бугры укрытий для самолётов на аэродроме.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Мы выходим к первой группе арочных обсыпных сооружений типа 2А/13, в которых находились самолёты первой эскадрильи 301-го ИАП.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Такие укрытия были разработаны в 1960-х гг. и были предназначены для защиты авиатехники на аэродроме от поражающих факторов средств поражения противника (осколков и пуль) и погодных условий.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Здесь их 4, ещё 13 чуть в стороне, а всего на территории аэродрома таких укрытий было 70.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Они перекрывались мощными распашными защитными воротами.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Которые перемещались на таких катках по направляющим рельсам вмурованным в бетон при помощи электромоторов.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

На створках остались памятки для лётного состава.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Вокруг по кустам встречалось множество различных колёс от авиатехники.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

По бокам этих ангаров были дополнительные ниши для инвентаря и оборудования.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Возле этой группы укрытий было небольшое здание. Что в нём было сказать уже сложно. Надеемся кто-то из служивших здесь прояснит данный момент.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Возле здания располагалась какая-то памятная стелла и небольшое подземное укрытие, оборудованное во время обострения отношений с Китаем.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Вентиляционное защитное устройство на воздухозаборнике датировано 1965 г.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Далее наш путь лежит к укрытиям второй эскадрильи 301-го ИАП.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Точно такие же ангары.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Всего их в этой группе было 12.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Они были разбиты на три группы по 4 укрытия, от которых шли веерные рулёжные дорожки, смыкаясь в одну.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

На некоторых укрытиях уже не сохранилось ворот т.к. в начале 2000-х гг. их активно пилили на металл местные жители. Ходил слух, что их прекратили пилить после того, как одна из створок упала на черметчиков и те погибли.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

В конце одной из групп находился пулеуловитель. Здесь пристреливали авиационные пушки самолётов.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Сам пулеуловитель используется до сих пор, но уже под выездные стрельбы близлежащих воинских частей.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

После них часто остаются вскрытые цинки и гильзы, которые с удовольствием разбирает на сувениры местная детвора из посёлка.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Земля здесь просто нашпигована пулями за много лет, стоит поворошить её ногой, как тут и там появляются стрелянные пули.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Вообще эта группа ангаров наша любимая и раньше у нас была ежегодная традиция жарить здесь шашлыки, которая поддерживалась много лет.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Теперь пройдём к взлётно-посадочной полосе.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

ВПП № 047/227 с бетонным покрытием длинной 2500 метров и шириной 40 метров.

По неподтверждённой информации в 2007 или 2008 г. на полосу приземлялись на несколько часов два истребителя для дозаправки и дальнейшего отбывания в Комсомольск на Амуре.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

После расформирования аэродрома здесь устраивали заезды драг-рейсеры, а теперь проводят репетиции парадов.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Также теперь часть полосы ещё и использует малая авиация Федерации авиационного спорта Дальнего Востока, которая занимает часть укрытий с другого конца аэродрома.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Заглублённый командно-диспетчерский пункт, обустроенный после обострения отношений с Китаем и событий на острове Даманском.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Когда-то у этого металлического колпака были бронированные окна.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Один из входов в подземную часть.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

А это была его наземная смотровая кабина СКП.

Такой она была при жизни на фото Василия Свасцова.
Такой она была при жизни на фото Василия Свасцова.
Такой она была при жизни на фото Василия Свасцова.
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Различные укрытия для техники обеспечения и склады.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Здание штаба 301-го ИАП.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

На одной из стен был нарисован вид на первую зону аэродрома, где находились стояночные места и ТЭЧ авиаполка.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

А напротив входа был небольшой бункерок.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Видимо это был ЗКП авиаполка.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

На входе в бункер имеется дата постройки 1966 г.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Но внутри смотреть было не на что даже десяток лет назад. Не сохранилось ничего интересного.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

На стене висел одинокий ящик рубильника.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

В углу стояла печка-буржуйка.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Да несколько пустых разбитых ящиков от изделий Т-10С валялись на полу.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

А теперь временно перенесёмся на другую сторону аэродрома.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Здесь в третьей зоне находилась ещё одна группа из 12 укрытий для самолётов, брошенная самой первой. Видимо здесь базировалась одна из эскадрилий 26-го АПИБ. Неподалёку есть ещё одна группа из 12 укрытий, которую ныне занимает малая авиация.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Но эти укрытия были более ранние с откатными защитными воротами. В поздних укрытиях от них было решено отказаться в пользу распашных из за кучи конструктивных недостатков первых.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

В большей части укрытий ворота также повалены.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Прижизненное фото Рината Валеева этих укрытий, найденное в интернете.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

А сами ангары идентичны более новым.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Точно такие же каналы для отвода газов от двигателей самолётов.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

В общем картина ясна, так что возвращаемся обратно на ту сторону ВПП. К сожалению фотографий ТЭЧ этого полка мы не сделали, но там и смотреть уже не на что было кроме стен.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Одна из бывших трансформаторных подстанций.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

И вот мы у ТЭЧ 301-го ИАП.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Но только попасть туда мы не можем, как и к укрытиям для самолётов находящимся на той территории.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Потому что здесь почти всегда находится какая-нибудь военная техника. Весной её особенно много. Но ничего секретного в ней нет. Просто, как мы уже писали выше, на аэродроме проводятся репетиции парадов.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Но дальше КПП пофотографировать не пускают, так что остаётся глазеть на технику с расстояния в пару десятков метров.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Каждый год картина одна и таже.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Разве что расцветка меняется время от времени.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Во время репетиций большая часть этой техники выезжает на рулёжку и тогда есть возможность посмотреть на неё поближе. Кстати у нас есть об этом пост, который вы можете найти на нашем канале.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Ну а на этом мы пожалуй и закончим.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Создание этого поста заняло очень много времени, как ни странно, но найти геральдику и прижизненные фотографии авиаполков этого аэродрома оказалось не так-то просто. Наверняка многие служившие здесь прочитают этот пост и мы будем очень признательны, если вы поделитесь фотографиями и геральдикой из своих архивов, а также внесёте какие-то правки и дополнения.

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями. Этим вы поможете продвижению нашего канала.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.