Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

24 December 2019

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Расформированный в 1998 г. военный аэродром "10-й участок", также известный как "Калинка", где дислоцировались 301-й и 216-й истребительные авиационные полки, штаб 28-й истребительной авиационной дивизии, а также 26-й гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Для начала как обычно остановимся на истории авиаполков и если вам не интересно читать длинный текст, то просто пролистайте его до фотографий.

Аэродром "10-й участок" с ВПП № 047/227 длинной 2500 м. и шириной 40 м. одним из первых попал под сокращение, когда был подписан договор о 100 километровой демилитаризованной зоне с Китаем и отводе войск от границы.

До расформирования на нём базировались авиаполки 28-й истребительной авиационной дивизии. Пройдёмся вкратце по их истории:

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

301-й ИАП. в.ч. 65383

301-й истребительный авиационный полк берёт свою историю с 1940 г. Тогда в военно-воздушных силах 2-й Краснознамённой армии Дальневосточного фронта на аэродроме "Бирофельд", расположенном в Еврейской автономной области, начал формироваться авиационный полк из трёх эскадрилий самолётов И-16 и одной эскадрильи И-15бис в составе 69-й смешанной авиационной дивизии ВВС в подчинении 15-й армии ДВФ, а в 1941 г. перешёл в состав 97-й смешанной авиационной дивизии.

В январе 1942 г. первые три лётчика части были направлены на фронт для участия в боях с немецко-фашистскими захватчиками, а в ноябре того же года полк уже будучи в подчинении 254-й истребительной авиационной дивизии в составе 27 экипажей также отправился на фронт во главе с командиром.

После окончания ВОВ полк получил на вооружение новые самолёты Як-9, вернулся на Дальний Восток и в августе 1945 г. в полном составе участвовал в разгроме войск милитаристской Японии, выполняя различные задачи. За отличия в боевых действиях приказом Верховного Главнокомандующего СССР И. В. Сталина личному составу части была объявлена благодарность.

В 1948 г. в полк поступили новые самолёты Як-11, а в 1953 г. МиГ-15, МиГ-17 и Р-63 "Аэрокобра".

В 1960 г. полк перешёл в подчинение 29-й дивизии ПВО.

Самолёт Су-9 этого авиаполка на фото Василия Свасцова, найденном в интернете.
Самолёт Су-9 этого авиаполка на фото Василия Свасцова, найденном в интернете.

В 1962 г. в полк стали поступать новые самолёты Су-9 и полк начал их освоение, пополнившись лётными составами с аэродромов "Центральная Угловая" и "Переяславка".

Начало переучивания для полка сложилось не очень успешно. Так летом 1962 г. при вынужденной посадке из за остановки двигателя погиб пилот, а в следующем году после взлета на высоте 500 м. отказал двигатель у ещё одной машины и самолёт упал возле аэродрома образовав озеро, в котором долгое время можно найти останки самолёта. Тогда пилот тоже погиб.

В 1968 г. начали строить арочные укрытия для самолетов и различные укрытия личного состава, а так же защищенный СКП. В 1972 г. на аэродроме началась глубокая модернизация и на периоды ремонта ВПП в 1972 г. и ремонта рулежной дорожки, центральной заправочной и газовочной площадки в 1973 г. полк находился на аэродром "Смирных" на о. Сахалин.

А с 1976 г. 301-й ИАП получил новые МиГ-23 М.

В 1981 г. полк перешёл в состав 28-й истребительной авиационной дивизии, а с 1986 по 1989 гг. входил в состав 8-го корпуса ПВО второго формирования.

Офицеры полка в 1973 г. Фото найдено в интернете.
Офицеры полка в 1973 г. Фото найдено в интернете.
На этом фото Василия Свасцова, найденном в интернете, командир 301 ИАП с 1964 по 1966 гг. полковник С. И. Доморозов прощается со знаменем. Справа у знамени принимающий полк В.Н. Машкин, командовавший с 1967 по 1979 гг.
На этом фото Василия Свасцова, найденном в интернете, командир 301 ИАП с 1964 по 1966 гг. полковник С. И. Доморозов прощается со знаменем. Справа у знамени принимающий полк В.Н. Машкин, командовавший с 1967 по 1979 гг.

В 1994 г. полк был расформирован.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

26-й гв. АПИБ.

С 1968 г. на аэродром был передислоцирован 26-й Гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков

Свою историю он берёт с 1938 г., когда в Ленинградском Военном округе на аэродроме "Горелово" на основе 10-й отдельной истребительной авиаэскадрильи был сформирован 26-й истребительный авиационный полк, позже переподчинённый ПВО.

В 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР полк получил звание "Гвардейский". К моменту преобразования на вооружении полка стояли самолёты "Харрикейн", И-16 и МиГ-3. Сам полк был задействован в обороне Ленинграда как специализированный полк ночных истребителей., а 2-я эскадрилья полка была именной и носила имя Героя Советского Союза Д. Е. Оскаленко.

Як-9Д и Як-1Б этого авиаполка в марте 1944 г. найденное на сайте о полках и самолётах СССР времён ВОВ.
Як-9Д и Як-1Б этого авиаполка в марте 1944 г. найденное на сайте о полках и самолётах СССР времён ВОВ.

В 1943 г. полк начал получать новые истребители "Спитфайр" Mk V, в 1944 г. Як-9, а в 1945 г. "Спитфайры" Mk IX с опытными образцами аппаратуры телевизионной связи РД-1.

Фото построения инженерно-технического состава полка в 1945 г. с того же сайта. На заднем плане "Спитфайры" Mk IX.
Фото построения инженерно-технического состава полка в 1945 г. с того же сайта. На заднем плане "Спитфайры" Mk IX.

Интересный факт. С 1957 по 1960 гг. в этом полку проходил службу будущий космонавт Г. С. Титов.

В 1961 г. полк опять стал истребительным, потом истребительно-бомбардировочным и в начале 1970-х получил самолёты Су-7.

В 1972 и 1973 гг. на периоды ремонтных работ во время модернизации аэродрома полк находился на аэродроме "Переяславка".

Фото самолётов Су-17 этого полка в 1976 г., найденное на сайте ЛитВек.
Фото самолётов Су-17 этого полка в 1976 г., найденное на сайте ЛитВек.

В 1976 г. он вновь был переформирован и стал полком истребителей-бомбардировщиков уже получая новые машины Су-17,

А с 1979 г. стал получать новые самолёты Су-24 и стал именоваться 26-м гвардейским бомбардировочным авиационным полком.

А в 1989 г. полк был расформирован.

216-й ИАП. в.ч. 27984.

С 1988 г. на аэродроме базировался 216-й истребительный авиационный полк на самолётах Су-27, сформированный на аэродроме "Орловка" в 1986 г.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

К сожалению ни одного нормального фото с самолётами этого полка найти не получилось, но есть вот такой стопкадр приземления с видео отвратительного качества.

Полк расформирован в 1998 году.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

582-й ИАП.

С 1948 г. на аэродроме также дислоцировался 582-й истребительный авиационный полк, который был сформирован на аэродроме "Воздвиженка" из двух эскадрилий И-16 тип 10 и одной эскадрильи И-16 тип 17 в составе 70-й смешанной авиационной дивизии ВВС 25-й армии Дальневосточного фронта.

С 1948 по 1952 гг. полк получил новые самолёты Ла-7, Р-63 "Кингкобра" и МиГ-15.

Но здесь он задержался недолго и уже осенью 1950 г. был передислоцирован на аэродром "Дэншахэ" в Китай. К сожалению фотографий его присутствия на аэродроме "10-й участок" найти не удалось.

В мае 1992 г. полк был выведен из состава 4-й Воздушной армии Советских Групп Войск на территорию РФ и расформирован на аэродроме "Смоленск-Северный".

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

С расформированием всех полков был заброшен и сам аэродром, после чего стал нещадно разграбляться местным населением. Позже военные вернулись и заняли часть первой зоны аэродрома под свои нужды, о которых мы расскажем в конце поста.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Сам гарнизон "10-й участок", ныне именуемый посёлком Калинка, мы не фотографировали т.к. он представляет из себя самые обычные ДОС-ы, да другие типовые гарнизонные постройки.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Разве что взгляд зацепился за пару старых водонапорных башен.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

И мы сразу направляемся в сторону аэродрома. Сколько раз мы его посещали начиная с 2003 г. просто не счесть, и конечно у нас накопилось множество фото разных лет и в разное время года. Правда за это время там практически ничего и не изменилось.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

У дороги ближе к выезду из гарнизона было небольшое овощехранилище. Раньше рядом была ещё и столовая, но местные её разобрали на строительные материалы.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

А у самого выезда из гарнизона на аэродром располагалось здание бывшего штаба 28-й истребительной авиационной дивизии. Долгое время оно стояло законсервированным и абсолютно пустым. Только окна и двери, и больше ничего.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

И вот уже показались бугры укрытий для самолётов на аэродроме.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Мы выходим к первой группе арочных обсыпных сооружений типа 2А/13, в которых находились самолёты первой эскадрильи 301-го ИАП.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Такие укрытия были разработаны в 1960-х гг. и были предназначены для защиты авиатехники на аэродроме от поражающих факторов средств поражения противника (осколков и пуль) и погодных условий.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Здесь их 4, ещё 13 чуть в стороне, а всего на территории аэродрома таких укрытий было 70.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Они перекрывались мощными распашными защитными воротами.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Которые перемещались на таких катках по направляющим рельсам вмурованным в бетон при помощи электромоторов.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

На створках остались памятки для лётного состава.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Вокруг по кустам встречалось множество различных колёс от авиатехники.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

По бокам этих ангаров были дополнительные ниши для инвентаря и оборудования.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Возле этой группы укрытий было небольшое здание. Что в нём было сказать уже сложно. Надеемся кто-то из служивших здесь прояснит данный момент.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Возле здания располагалась какая-то памятная стелла и небольшое подземное укрытие, оборудованное во время обострения отношений с Китаем.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Вентиляционное защитное устройство на воздухозаборнике датировано 1965 г.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Далее наш путь лежит к укрытиям второй эскадрильи 301-го ИАП.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Точно такие же ангары.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Всего их в этой группе было 12.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Они были разбиты на три группы по 4 укрытия, от которых шли веерные рулёжные дорожки, смыкаясь в одну.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

На некоторых укрытиях уже не сохранилось ворот т.к. в начале 2000-х гг. их активно пилили на металл местные жители. Ходил слух, что их прекратили пилить после того, как одна из створок упала на черметчиков и те погибли.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

В конце одной из групп находился пулеуловитель. Здесь пристреливали авиационные пушки самолётов.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Сам пулеуловитель используется до сих пор, но уже под выездные стрельбы близлежащих воинских частей.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

После них часто остаются вскрытые цинки и гильзы, которые с удовольствием разбирает на сувениры местная детвора из посёлка.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Земля здесь просто нашпигована пулями за много лет, стоит поворошить её ногой, как тут и там появляются стрелянные пули.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Вообще эта группа ангаров наша любимая и раньше у нас была ежегодная традиция жарить здесь шашлыки, которая поддерживалась много лет.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Теперь пройдём к взлётно-посадочной полосе.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

ВПП № 047/227 с бетонным покрытием длинной 2500 метров и шириной 40 метров.

По неподтверждённой информации в 2007 или 2008 г. на полосу приземлялись на несколько часов два истребителя для дозаправки и дальнейшего отбывания в Комсомольск на Амуре.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

После расформирования аэродрома здесь устраивали заезды драг-рейсеры, а теперь проводят репетиции парадов.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Также теперь часть полосы ещё и использует малая авиация Федерации авиационного спорта Дальнего Востока, которая занимает часть укрытий с другого конца аэродрома.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Заглублённый командно-диспетчерский пункт, обустроенный после обострения отношений с Китаем и событий на острове Даманском.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Когда-то у этого металлического колпака были бронированные окна.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Один из входов в подземную часть.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

А это была его наземная смотровая кабина СКП.

Такой она была при жизни на фото Василия Свасцова.
Такой она была при жизни на фото Василия Свасцова.
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Различные укрытия для техники обеспечения и склады.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Здание штаба 301-го ИАП.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

На одной из стен был нарисован вид на первую зону аэродрома, где находились стояночные места и ТЭЧ авиаполка.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

А напротив входа был небольшой бункерок.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Видимо это был ЗКП авиаполка.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

На входе в бункер имеется дата постройки 1966 г.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Но внутри смотреть было не на что даже десяток лет назад. Не сохранилось ничего интересного.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

На стене висел одинокий ящик рубильника.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

В углу стояла печка-буржуйка.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Да несколько пустых разбитых ящиков от изделий Т-10С валялись на полу.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

А теперь временно перенесёмся на другую сторону аэродрома.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Здесь в третьей зоне находилась ещё одна группа из 12 укрытий для самолётов, брошенная самой первой. Видимо здесь базировалась одна из эскадрилий 26-го АПИБ. Неподалёку есть ещё одна группа из 12 укрытий, которую ныне занимает малая авиация.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Но эти укрытия были более ранние с откатными защитными воротами. В поздних укрытиях от них было решено отказаться в пользу распашных из за кучи конструктивных недостатков первых.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

В большей части укрытий ворота также повалены.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Прижизненное фото Рината Валеева этих укрытий, найденное в интернете.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

А сами ангары идентичны более новым.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Точно такие же каналы для отвода газов от двигателей самолётов.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

В общем картина ясна, так что возвращаемся обратно на ту сторону ВПП. К сожалению фотографий ТЭЧ этого полка мы не сделали, но там и смотреть уже не на что было кроме стен.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Одна из бывших трансформаторных подстанций.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

И вот мы у ТЭЧ 301-го ИАП.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Но только попасть туда мы не можем, как и к укрытиям для самолётов находящимся на той территории.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Потому что здесь почти всегда находится какая-нибудь военная техника. Весной её особенно много. Но ничего секретного в ней нет. Просто, как мы уже писали выше, на аэродроме проводятся репетиции парадов.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Но дальше КПП пофотографировать не пускают, так что остаётся глазеть на технику с расстояния в пару десятков метров.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Каждый год картина одна и таже.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Разве что расцветка меняется время от времени.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Во время репетиций большая часть этой техники выезжает на рулёжку и тогда есть возможность посмотреть на неё поближе. Кстати у нас есть об этом пост, который вы можете найти на нашем канале.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Ну а на этом мы пожалуй и закончим.

Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Создание этого поста заняло очень много времени, как ни странно, но найти геральдику и прижизненные фотографии авиаполков этого аэродрома оказалось не так-то просто. Наверняка многие служившие здесь прочитают этот пост и мы будем очень признательны, если вы поделитесь фотографиями и геральдикой из своих архивов, а также внесёте какие-то правки и дополнения.

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями. Этим вы поможете продвижению нашего канала.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.