Эффективный способ частичной дедолларизации внешней торговли

26 April

О дедолларизации внешней торговли России, как и о дедолларизации экономики в целом разговоры ходят давно. Тем не менее, данный процесс остается лишь на уровне разговоров, в то время, как на практике все стоит на месте. Подписания договоров о расчетах в национальных валютах с рядом стран (Китай, Турция, Иран и т.д.) не помогают.

Эффективный способ частичной дедолларизации внешней торговли
Эффективный способ частичной дедолларизации внешней торговли

Рубль является популярной валютой внешней торговли лишь в ЕАЭС. Это и логично. ВЭД Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении плотно привязана к России. Однако здесь рубль используется для торговли несырьевыми товарами.

За экспорт нефти и газа Россия продолжает получать доллары даже от Белоруссии с Арменией. Сразу хочу сказать, что это вполне логично. Углеводороды не являются товарами высокого передела и использовать их в качестве средства обеспечения национальной валюты весьма странно. Рубль не должен быть обеспечен нефтью и газом, поскольку цены на них подвержены сильным колебаниям. Наоборот, необходимо отвязываться от углеводородов. Поэтому получение платы за них в рублях - предприятие ненадежное.

За национальную валюту Россия должна продавать промышленные товары, АПК высокого передела и услуги. То есть те, цена на которые более стабильна. Именно это будет способствовать укреплению надежности рубля (не путать с укреплением курса).

Однако как заставить иностранные компании приобретать наши товары за рубли, некоторые из которых со скрипом продаются за доллары?

Для этого необходимо использовать механизм клиринговых сделок. Сугубо понятие "клиринговая сделка" означает расчет без валюты. То есть, подобие бартера.

Этот вид торговли подходит исключительно для тех компаний и стран, которые завозят в Россию определенный тип продуктов. Чаще всего это необработанное сырье (например, зеленый кофе), цитрусовые, хлопок. То есть, товары, не обладающие высокой добавленной стоимостью.

Разберем на примере кофе. Ежегодно в Россию ввозится кофе на общую сумму 600 млн. долларов. Основные импортеры - Вьетнам (21%), Бразилия (14%), Индонезия (14%), Италия (11%).

При импорте кофе компания обязана оплатить ввозной НДС в размере 20%.

Суть клиринговой сделки заключается в том, что компания, соглашаясь на нее, получает определенные преимущества перед другими импортерами. Такими преимуществами может быть сокращение ставки НДС (с 20% до 10%), либо ее полное обнуление, а также использование торгового флота государства, доставляющего товар по себестоимости затрат на логистику.

Оплату за кофе компания получает в рублях, которые поступают на специальный счет в российском банке и не покидают пределы России.

На эти рубли компания может закупить любую российскую продукцию с высокой добавленной стоимостью (технологичную промышленную, продовольственные товары для розничной продажи, либо услуги).

Данную продукцию компания реализует в своих "родных" странах, получая за нее живые деньги.

Теперь, почему я обозначил, что клиринговые сделки эффективны лишь при импорте в Россию сырья и полусырья. Дело в том, что данные товары закупаются из развивающихся государств, где российская промышленная продукция востребована. В случае с кофе это Вьетнам, Индонезия, Бразилия.

Сырье имеет малую добавленную стоимость, и компания-импортер получает чистую прибыль от продажи не более 7-10%. В случае организации клиринговых сделок с, например, немцами по закупке интегральных схем, смысл клиринга пропадает т.к. немцам не интересно в нем участвовать.

Клиринговые сделки способны увеличить промышленный экспорт российской продукции на сумму до 15 млрд. долларов.

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!