Электромобилизация мозгов

Кажется, уже тысячу новостей на эту тему опубликовали, миллион раз их обсудили, сотни раз с экспертами все пересчитали, с десяток раз выделили денег, руками автогигантов несколько раз даже сделали, пару-тройку раз ужаснулись сотворенному и вроде как окончательно поставили на проекте крест. Но нет, жив курилка! Проект внедрения электромобилей в России неожиданно принял новый оборот.

Ньюсмейкером стал вице-премьер А. Дворкович, со ссылкой на которого все федеральные СМИ сообщили, что отныне курс правительства в области развития транспорта должен быть проложен на электромобилизацию автолюбителей и страны в целом. Причем если рядовых автовладельцев будут приучать к электромобилям с помощью различных льгот и дотаций, как это делается, например, в Европе и США, то госучреждения, имеющие в своем распоряжении автопарки, будут покупать электромобили, что называется, в добровольно-принудительном порядке.

Сразу напрашиваются три вопроса: откуда «растут ноги», зачем это надо и кому это выгодно. Если начать отвечать с последнего, череда логических выводов и документально зафиксированных бизнес-проектов на эту тему мгновенно приведет к единственному ответу: никому. Напомним, что первый официальный электромобиль в Россию привезла Mitsubishi. Маленькая «табуреточка» под названием i-MiEV размером чуть больше «Оки», проезжавшая на электротяге около 60–70 км, стоила у нас — внимание! — под два миллиона рублей. Но упорство Mitsubishi достойно уважения: японцы смогли выбить у государства отмену таможенных пошлин на электромобили, в результате чего «табуреточка» подешевела вдвое — до миллиона рублей. Однако и за эти деньги оказалась никому не нужна. На текущий момент продажи авто свернуты, а человек, отвечавший за проект в России, перешел в другую компанию. Похожая судьба в нашей стране у всех импортных электромобилей за исключением премиальной Tesla, которая штучно продается богатеям как интересная игрушка.

Куда глобальнее выглядел проект Lada Ellada, порученный главному автогиганту России с наказом разработать с нуля и начать серийное производство российского электромобиля. В качестве базы была выбрана «Лада Калина», а перевод ее на электротягу довел стоимость отечественного «бюджетника» до того же миллиона рублей. Несколько десятков автомобилей были сделаны и даже отправлены на тесты в южный регион России, где стало понятно очевидное: характеристики и эксплуатация электромобиля даже близко не сопоставимы с комфортом использования обычного авто с ДВС. В результате проект Ellada был официально признан АВТОВАЗом бесперспективным. Того же мнения придерживается и «Группа ГАЗ», которая ответила правительству РФ отказом. И дело тут не только в отсутствии инфраструктуры, но и в массе параметров от мизерной автономности хода до неподходящих климатических условий нашей страны.

То есть производство электромобилей в России бесперспективно, продажи из-за огромной цены невыгодны, а эксплуатация в силу условий и характеристик — некомфортна. Очень сомнительно, что люди на министерских должностях этого не понимают. Тогда зачем это все?

Фотография, сделанная, правда, не в России, а на Украине, успела обойти все социальные сети - разряженная "Тесла" посреди дороги. Если затея российского правительства по массовому внедрению  личного электротранспорта вдруг удастся, то в мегаполисах можно смело прибавлять еще одну причину повсеместных "пробок".
Фотография, сделанная, правда, не в России, а на Украине, успела обойти все социальные сети - разряженная "Тесла" посреди дороги. Если затея российского правительства по массовому внедрению личного электротранспорта вдруг удастся, то в мегаполисах можно смело прибавлять еще одну причину повсеместных "пробок".

Вспомнив деятельность нашего высшего руководства за последние лет десять, можно прийти только к одному выводу. В этом самом руководстве, судя по всему, есть кто-то, кого просто прет от всяких мировых трендов и хайпов. Этого человека не оторвать от «Айфона», постов и месседжей в «Твиттере», он селфится в зеркале лифта, а во время деловых поездок в Штаты в первую очередь едет в Голливуд фоткаться со звездами. Это он дает указания по созданию конкурента «Кремниевой долины» с миллиардными инвестициями, пока рабочие со средней зарплатой 30 тыс. рублей лопатами заделывают дырки по дороге до этого самого конкурента. Гарантия, что этот человек «поведется» на мировую «электроразводку», была почти стопроцентная.

Теперь по указу этого же товарища из ежегодных 65 млрд рублей на поддержку автопрома часть будет выбрасываться в труб... простите, уходить на развитие электромобилей. Благо что отдельные министерские чиновники аккуратно отправили указ на доработку, после чего в финансовых строках появились технические институты, исследовательские центры, отделы разработок профильных госкорпораций и прочие субъекты отрасли, не имеющие прямого отношения к электротранспорту, но получившие таким образом дополнительное финансирование на собственное развитие.