Рекордсмены и аутсайдеры автопродаж 2017: кто и почему оказался на своих местах

18.01.2018

В принципе, общий итог реализации автомобилей в России остался в пределах прогнозов – плюс 11,9% по подсчетам АЕБ. Хороший показатель, дающий надежды на возрождение авторынка, однако недостаточный для определяющего оптимизма. Лидеры не изменились: два «корейца» вместе с двумя «Ладами» продолжают доминировать, что очень характерно показывает предпочтения - к автомобилям невысокой ценовой категории и откровенным «бюджетникам». В целом, почти все бренды показали улучшение в пределах показателя роста рынка, однако оказались в списке и «белые вороны» - те, чьи результаты резко отличаются от средних значений. О них чуть поподробнее.

Datsun (+31%)

Марка, целиком построенная как маркетинговый ход, продолжает приносить головной компании Nissan неплохой доход. Создатели российского «Датсуна» решили сыграть на предвзятом отношении россиян к отечественному автопрому и просто приделали к «Жигулям» японскою эмблему, добавив несколько удачных инженерных решений, автономное сервисное обслуживание и массированную рекламную компанию.

Продажи и так шли неплохо, а в 2017 году заметно увеличились по легко объяснимой причине - именно в прошлом году ояпоненная «Лада» предложила версии с автоматической коробкой передач.

Peugeot (+37%)

Бальзам на душу всем поклонникам французского бренда. За почти пятилетнее падение, начавшееся задолго до кризиса 2014 года, Peugeot отчитывается о значительном росте продаж, трехкратно опередившем рост рынка.

Причин две: обновление и удержание приемлемых цен на свою единственную локализованную и адаптированную для России модель 408, а также привоз в нашу страну сверхэффектного полукроссовера-полукомпактвэна 3008. Держим скрещенные пальцы за марку и ждем локализации других моделей.

Honda (+39%)

Еще один «возвращенец» из небытия. Трудно представить, что когда-то за моделями этой марки в России стояли годовые очереди. Будем откровенны, японцы откровенно «забили» на российский рынок, думая, что культ японского качества все сделает сам. Не сделал: Honda отправилась на дно статистики, вместе с дилерской сетью.

Сейчас же появились проблески света в конце тоннеля – компания предложила россиянам очень удачный кроссовер CR-V нового поколения, лучший спрос на который портит цена и импортная американская сборка. За спиной еще могучий Pilot, однако цена под четыре миллиона выглядит еще страшнее. «Хонде» необходимо искать партнеров по локализации в России, иначе подъем может оказаться кратковременным.

Ravon/Daewoo (+45%)

Марка, которая вынужденно заменила у нас привычный слуху бренд Daewoo, а затем и корейские модели подразделения Chevrolet DAT, в 2017 году неожиданно показала значительное увеличение продаж.

Ravon действует, в принципе, по той же схеме, что и Datsun. Имея за спиной очень популярные в свое время модели «Лачетти», «Авео», «Кобальт» и «Спарк», бренд предлагает их переименованные варианты, поменявшие заодно и страну производства. С учетом крайне привлекательных цен (например, Ravon R2 с автоматом является самой дешевой моделью на рынке с этой коробкой), покупатели не особо притязательны к моральному устареванию или слабой раскрутке бренда. Ну а весеннее снижение цены на 90 000 рублей на модель Gentra в 2017 году привело к закономерному результату.

Mitsubishi (+45%)

Японский производитель в прошлом году стал полноправным членом альянса Renault-Nissan и параллельно официально заявил о переходе в сегмент исключительно кроссоверов и внедорожников.

Для российского же покупателя 2017 стал годом приходом к нам долгожданной дизельной версии Pajero Sport, которая мгновенно стала одним из лучших предложений на рынке в своем классе. Кроме того, в Россию вернулся кроссовер ASX, который в свое время пользовался весьма хорошим спросом.

Changan (+161%)

Наверное, самый удивительный показатель текущей статистики, ибо ни одного сколь-нибудь значительного фактора для такого роста мы не видим. Фактически Changan продает в России всего одну модель – компакт-кроссовер CS35, который может похвастаться только интересным дизайном руки итальянца Лучиано д'Амброзио, трудившегося когда-то в Bertone. В остальном заурядный представитель класса с не самой гуманной по меркам "китайцев" ценной от 800 000 рублей.

Многократно заявленный и не раз показанный «старший брат» CS75 до России добрался только к декабрю, так что на продажи никак не повлиял. Есть шанс, что выстрелит в 2018 году.

Zotye (+261%)

Никому неизвестная марка являет собой немного другой подход к торговле, нежели ее земляки. Если основные китайские игроки вроде Lifan, Geely или Chery уже перестали грешить беззастенчивым «копирайтингом», то Zotye пока что находятся в стадии становления своего модельного ряда. Кстати, китайские старожилы Lifan и Geely 2017-й закончили в отрицательной зоне. Может плагиат – не такая уж и неудачная идея?

Единственная модель T600 представляет собой нечто среднее между Volkswagen Touareg и Audi Q5. В общем, не столь важно на кого именно она похожа, главное, что в любом случае покупатель получает солидный с виду кроссовер с оттенком скопированной премиальности чуть больше чем за 800 000 рублей, что в 4-5 раз дешевле первоисточников вдохновения.

Foton (+612%)

А вот этот китайский бренд взялся за дело с головой, но по привычной китайской схеме – предложить покупателю заметно более дешевый аналог известного автомобиля, а данном случае целого класса.

Речь, конечно, о выходе на российский рынок внедорожника Foton Sauvana, который является ничем иным, как доступным дублером «Прадика» и «Паджерика». Хорошо сделанный, большой рамный внедорожник с огромным салоном и неплохими возможностями по цене кроссовера – результат закономерен. Причем, все вышесказанное мы можем подтвердить – автомобиль в прошлом году успел побывать и на нашем тест-драйве.

Genesis (+2 141%)

C одной стороны результат в 1 031 проданный автомобиль далеко не самый эффектный, однако если это касается бюджетников. В случае с автомобилями премиум-класса такой резкий рост продаж говорит о действительно возросшем интересе к «корейскому» бренду. Причина столь успешного результата проста — выход на наш рынок в марте младшей модели G80, которая по традиционной азиатской схеме предлагает максимум за более доступные деньги . Составить имиджевую и реальную конкуренцию одноклассникам вроде Mercedes E-class и BMW 5-series шансов у G80 нет даже теоретических, однако постепенно со временем забрать своей весомый процент покупателей, как в свое время это сделали Equus и Quoris, модель определенно способна.

Если говорить в целом, то у всех брендов, показавших столь значительные успехи, два объединяющих фактора: главный – выпуск на рынок актуальной, но притом заведомо более дешевой, чем у конкурентов модели. Второй – низкая база прошлого года. Так что не факт, что в 2018-ом мы увидим столь же заметные успехи у этих же марок. Работы почти у всех – непочатый край.

На другом конце статистики собрались бренды, умудрившиеся на растущем рынке уйти в отрицательную зону. Причем некоторые из них оказались там совершенно неожиданно, другие же, наоборот, непонятно как до сих пор держатся. Итак, рейтинг провалов 2017 года.

Geely, Lifan, Dongfeng, FAW и Brilliance (от -3% до -75%)

Почти вся китайская братия в 2017 году грохнулась вниз. Удивляет даже не сам факт, а то, что это произошло настолько синхронно почти по всем брендам. И говорит это очень о многом.

Главный вывод: при малейшем намеке на финансовую стабильность и даже какой-то рост, покупатели уходят от недорогих китайских производителей. В кризис люди часто покупают автомобили по схеме «на грош пятаков», когда важен параметр максимального количества автомобиля на потраченный рубль, чем всегда и славились китайские бренды. А вот в момент экономического восстановления выходят параметры престижа, комфорта, инновационности и безопасности, чего китайским брендам всегда и не хватало. Собственно, в данный момент времени это отчетливо и наблюдается.

Кроме того, никто не порадовал рынок громкими и актуальными для рынка новинками. Разве что Geely и Lifan под конец года представили по одному кроссоверу. Но об их результатах мы будем судить уже в 2018 году.

Ну и, конечно, не спали конкуренты – от Lada до Toyota: массированные рекламные компании, льготные кредиты, специальные предложения и негласные скидки – все это подкосило производителей из Поднебесной.

Lexus, Land Rover, Porsche и Audi (от -2% до -18%)

В параллельной вселенной премиум-класса ровно та же история – спад продаж по отдельным направлениям и застой почти у всех остальных брендов. Заметным плюсом отчиталась только Volvo (+26%), почти поменявшая модельный ряд, и BMW (+9%) растущая точно с рынком.

Тут главный фактор снова социально-экономический: в кризис, в первую очередь, беднеют бедные, у кого денег и так не было, а вот до богатых он докатывается в последнюю очередь – в данном случае на третий год финансового обвала. И то, нестабильности условной, поскольку почти все премиум-бренды остались в пределах плюс-минус 10%, что легко наверстать при улучшении ситуации.

Больше всего обидно за Audi, которая в 2017 году выкатила россиянам четыре новинки, включая свой бестселлер Q5. Спрос на них подкосили консервативный подход к изменениям, а главное - не самые гуманные прайс-листы и банальное отсутствие недорогих базовых версий.

Lexus и Porsche модельный ряд обновили ранее, потому не представили российской публике ничего коммерчески привлекательного. А у Land Rover не пошли продажи нового Discovery V, кардинального изменившего имидж.

УАЗ (-15%)

Отечественный производитель в уходящем году на рынке вел себя крайне активно, участвуя в промо-акциях, пробегах и выставках. Однако это не помогло. Продажи постепенно скатываются к одной единственной модели – «Патриоту», потенциал которого явно на излете. Рынок ждет версию с автоматической коробкой передач, которую УАЗ никак не внедрит. Кроме того, класс могучих рамных внедорожников добивают кроссоверы, а еще из Китая приехал Foton, предложивший два достойных аналога УАЗу.

Чуя недоброе, отечественный производитель решил подогреть спрос на рынке коммерческого транспорта, предложив прямого конкурента «Газели Бизнес» на базе все того же «Патриота». Заявка интересная, но специфическая. Как машина проявит себя, узнаем в этом году.

Chrysler и SsangYoung (-70% и -89%)

Тут говорить особо нечего: два коммерческих «покойника», которые живут на российском рынке исключительно на искусственном дыхании. У «корейца» в этом году появился шанс на отключения от аппарата и начало восстановления продаж. Главным лекарством должен стать интересный кроссовер Tivoli, которому должны прикрыть тыл обновленные внедорожники и пикапы старого семейства. Продолжаем наблюдать.

У «Крайслера», наоборот, никаких перспектив не видно. Марка живет только благодаря тому, что входит в альянс FCA, который должен быть представлен на рынке всеми брендами, среди которых вполне успешный Jeep и коммерческий отдел Fiat. Единственная новость от «американцев» - привоз в Россию красивого, но бесполезного минивэна Pacifica, на продажи которого рассчитывать не приходится.