Дзенофоб
6977 subscribers

От барахолки к недомаркету. Часть вторая: Розовые кофточки на мужской груди

564 full reads

Продолжаем разбирать, почему Дзен стал таким, каким стал …

Кадр из американского фильма «Гражданин Кейн» (почти)
Кадр из американского фильма «Гражданин Кейн» (почти)

Начало (и пояснение названия второй части) – в первой статье :

В предыдущей части мы начали догадываться, что лежит в основе изменений в Дзене, затеянных Р. Низамовым, а сейчас проверим эти догадки.

Понадобилось лишь прислушаться, имеется ли словечко «бренд» в последнем «Понедельнике» (имеется!) , а потом поискать в Сети старые статьи с речениями самого Р. Низамова.

Вот, пожалуйста, отсюда :

Скан статьи о встрече Р. Низамова со студентами, ссылка в тексте
Скан статьи о встрече Р. Низамова со студентами, ссылка в тексте
(2017 г) Площадки уйдут, три вещи останутся: 1. Контент 2. Бренды 3. Авторы. Это будет всегда.

И вот еще, просто жемчужина, отсюда :

Скан статьи о другой встрече Р. Низамова со студентами, ссылка в тексте
Скан статьи о другой встрече Р. Низамова со студентами, ссылка в тексте
В будущем на передний план будут выходить другие вещи:
Первое — база ваших источников информации. Это то, чего не хватает. Работа с источником довольно сложная. Любой публикацией можно разорвать связь, утратить доверие этого человека. Нужно помнить это.
Второе — личный бренд. Сейчас вам не нужно обязательно идти работать в какие-то корпорации. Один журналист — целое СМИ! Классика жанра: Юрий Дудь, Илья Варламов, вот в Екатеринбурге Дмитрий Колезев. У вас сейчас есть все возможности сделать из себя бренд. У вас больше свободы!»

По-моему, это прекрасно !

А особенно прекрасно – названные нынешним руководителем Дзена примеры «брендов» !..

Сладость процесса

– Поручик Ржевский, вы любите детей ?
– Детей – нет, но сам процесс !..

Все безумные пертурбации в Дзене с момента прихода прошлым летом нового руководства во главе с Р. Низамовым вызваны, оказывается, всего двумя причинами.

Причина первая : страсть к «брендам»

Просто-напросто само это руководство, поклоняясь «брендам» и привыкнув делать выбор, ориентируясь не на качество и нужность товара, простодушно приписало такие же стремления и миллионам авторам и читателям площадки, которой взялось руководить.

И начались попытки превращения бывшей «народной барахолки» в гипермаркет, состоящий из конгломерата «брендовых» бутиков.

И тут , как для поручика Ржевского, «процесс» стал важнее результата.

Отсюда попытки завлечения уже готовых «брендов» - блогеров с других платформ, а самое главное - странная «подписная модель» и несуразная Лента, предлагающая не конкретные материалы (статьи, ролики, видео), а лишь «наклейки» - каналы : то и другое основано на убеждении, что потребителей , как и самих авторов этой затеи, больше интересуют ярлычки, чем контент !

( При этом, я абсолютно уверен, когда самому Р. Низамову требуется что-то реально дельное и полезное – он ищет это где угодно, только не у пустопорожних «топовых блогеров» ! Никто из им же и продвигаемых сейчас «брендлв» по-прежнему не станет писать о бельгийских гриффинах ! )

Коллаж автора
Коллаж автора

Самое же убийственное – руководство Дзена честолюбиво вообразило себя продюсерами-«делателями брендов», дающим дорогу талантам (отсюда, кстати, просто болезненное пристрастие к пустопорожним коучам, поучающим, как «правильно писать, снимать и раскрутить свой канал»).

Короче, этакие Алибасовы и Игори Крутые , только в интернет - творчестве.

Но при этом, не обладая особым умом, «брендоделатели» упустили один нюанс: если раскручивать «бренды» искусственно , как какую-нить Бузову или Дудя – сколько тех Бузовых и Дудей может понадобиться ?

Ну одну-две; если больше - народ осатанеет !

Даже не потому , что на них нет покупателей (дело вкуса, пусть и неважного), сколько потому, что все понимают, что из-за них не дают хода другим, более талантливым людям.

Потому что то , что считает интересным и стоящим руководство Дзена , совсем не обязательно может быть интересно большинству потребителей.

Зарождения талантливых «брендов» естественным путем , просто благодаря их талантливым работам, руководство Дзена начисто отключило своими нововведениями - и презрением к «старперам», «ничего не понимающим в блогерстве», как та самая инста-фифа.

Мотив второй : трусость

Не уразумев изначально, что Дзен сам по себе уже был брендом – очень своеобразной и не имевшей аналогов авторской (а не блогерской) площадкой, со своими популярными «звездами», и начав крушить его ради превращения в несуразный аналог соцсетей, руководство Дзена добилось того, что добилось: старые , в большинстве образованные и разноплановые авторы, разбегаются , теряя всякие перспективы и мотивацию (аудиторию, показы и заработки) – поскольку они выдавали контент, а не этикетки ; вслед за ними уходят и читатели.

А вместо ветеранов приходят вот такие, упомянутые выше, фифы-неудачницы с Инстаграмма, и горе-«блогеры», мечтающие стать новыми Бузовыми и Милохиными, и беззастенчиво клянчащие друг у друга взаимподписки.

Только этот массовый наплыв завлекаемых обещаниями новичков пока еще и компенсирует отток ветеранов – но и он не способен скрыть тот факт, что Дзен стал чуть не единственной российской площадкой, аудитория которого не увеличилась даже после известных событий, когда иностранные конкуренты получили «звездочки» и ушли в сумрак.

При этом резко упала и привлекательность этой аудитории для рекламодателей – если раньше в Дзене преобладали зрелые образованные люди, которым имело смысл предлагать рекламу квартир, авто и дорогих инструментов, то сменившим их новичкам в массе можно всучить только чупа-чупсы и дешевые наушники.

Данных о доходах Дзена у меня, разумеется, нет – но навряд ли ресурс с динамично растущей прибылью станут продавать !

А среди потребителей (авторов и пользователей) рунета репутация Дзена стремительно катится под откос, как «помойного ресурса».

И как же на все это среагировало руководство Дзена ?

Да очень просто: стало трусливо врать и скрывать свои неудачи – сокращение доходов от рекламы стало «компенсироваться» недоплатой авторам , под предлогом мутной «подписной модели оплаты» ; провалы именоваться достижениями и «заботой об авторах» ( снижение порога монетизации , преподнесенное как благодеяние, вызвано всего лишь тем, что для начинающих авторов прежний порог в 10000 минут просмотра за неделю стал элементарно недостижим !).

И этой же трусостью вызвана и упомянутая ранее примитивизация функционала – отключение кнопок просмотра, кто лайкал статьи и комменты, отключение нормального Поиска, и как вишенка на торте – недавнее трусливое сокрытие от авторов цифр их аудитории (Преподнесенное, опять-таки как мудрое решение – мол, рекламодателям это неинтересно. Будто это сами рекламодатели размещают рекламу в материалах авторов).

Хотя насчет трусости я, возможно , и ошибаюсь… Давно заметил, что столь любимые нынешним руководством Дзена коучи, делающие деньги на бездарностях, настойчиво внушают своей пастве : признавать свои ошибки – глупость ; успешный человек просто не должен слушать, что о нем говорит недостойное его величия быдло…

Гражданин Кейн

И тут снова вспоминаются слова Рината:

Скан статьи в Дзене с изложением намерений нового начальства
Скан статьи в Дзене с изложением намерений нового начальства

Что-то подобное , и что потом было с этими обещаниями было с подобными обещаниями, я уже видел – в фильме «Гражданин Кейн», США, 1941 г.

Ренат, настоятельно рекомендую глянуть ! Дело не в том, что этот фильм в самих США считается величайшим в их кинематографе – он интересен тем, что там история журналиста, во многом напоминающего тебя - он тоже давал великие обещания !

Приложение : а как можно было бы?

И чтоб меня не называли пустопорожним критиканом – могу сказать, как за дело взялся бы я сам, попади я на должность главы Дзена…

Не построив новый дом, не разрушай старого
(с) узбекская пословица

Ничто, абсолютно ничто, кроме собственной ограниченности и помешательства на «брендах» , не мешало новому руководству Дзена последовать этой узбекской пословице – не ломая сложившейся структуры площадки, не разгоняя старых авторов и аудиторию, просто расширить их за счет привлечения молодняка с таким же, как у нового начальства , клиповым мышлением и страстью к «брендам».

Технически сделать это было очень просто : выделить новые форматы (посты, короткие видео ) в отдельные Ленты (так же, как сейчас выделены ленты «Интересное» и «ролики»). (Говорю это как программист: если база публикаций одна, такие Ленты строятся элементарными запросами к базе).

И дать пользователям возможность самим переключаться между лентами.

И все !

То же самое и с оплатой - можно было предоставить авторам две модели с возможностью им самим выбирать, какую они предпочитают : старую, как часть прибыли от кликов за рекламу в публикациях автора, или новую – «подписную».

И это реально привлекло бы к Дзену множество новых пользователй, больше привычных к соцсетям – но не в ущерб «авторской» части Дзена – они бы просто не мешали друг другу.

Нагляднее : вот есть старая, но вполне популярная барахолка – и вокруг нее можно было построить и столь милые новому начальству бутики, и все бы дополняло друг друга.

Ну а пока – развалили барахолку и получили недомаркет с дутыми недобрендами.

Автор предпочел остаться неизвестным