Как стать финансистом, мыслящим стратегически

Современные методы финансового анализа и планирования, хеджирование рисков и политика, способствующая росту бизнеса, – в центре программ ВШФМ РАНXиГС.

Чему должна учить бизнес-школа в меняющемся мире? На вопросы Executive.ru отвечает декан Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ, доктор экономических наук, профессор Елена Лобанова.

Executive.ru: Что сегодня мотивирует абитуриентов ВШФМ РАНХиГС на получение управленческого образования? Заметны ли отличия от мотивов прошлых лет?

Елена Лобанова: Все абитуриенты программ МВА и ЕМВА Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС обязательно заполняют вступительные анкеты. Это многолетнее правило. В этих анкетах они довольно подробно излагают свои мотивы, откровенно говорят о карьерных устремлениях. Мы проанализировали анкеты за 2017 год. Более того, школа только что выпустила очередной модульный поток слушателей программы Professional МВА «Финансы». И мы, воспользовавшись случаем, задали выпускникам-финансистам вопрос: зачем они пришли учиться два года назад?

Вот что мы узнали в итоге. До 2008 года массовое увлечение бизнес-образованием можно было объяснить непомерным любопытством, а также колоссальным желанием пополнить свой багаж знаний и навыков набором инструментов, позволяющим чуть более грамотно и потому эффективно обращаться с деньгами и их эквивалентами. Нынче акценты и желания изменились. После 2008 года движущей силой, побуждающей вкладывать время и деньги в занятия в бизнес-школе, стали кризисы и затянувшаяся рецессия в экономике.

Так чего же хотят слушатели программы МВА «Финансы» – по крайней мере, в этом учебном году? Получить знания, которые позволят резко повысить роль стратегического планирования в своих компаниях. Пришло время начать серьезный разговор об экономическом росте и его устойчивости, факторах повышения темпов роста, о финансовой политике, которая будет способствовать экономическому росту, о жизни без кредитов, и, последнее, – об инструментах хеджирования колоссальной неопределенности, витающей во внешней среде, то есть о рисках.

Executive.ru: Чем вы отличаетесь от других бизнес-школ России?

Е.Л.: Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ в момент основания – а это произошло 25 лет назад – ориентировалась на подготовку линейных финансовых менеджеров и финансовых руководителей в лице казначеев. Позднее ВШФМ стала готовить финансовых директоров или CFO – «главных финансовых офицеров». А еще позднее – финансовых руководителей в самом широком толковании этого слова.

Стратегическая ниша, в которой работает школа, позволяет позиционировать ее как профессионально-ориентированное учебное заведение, для которого характерны следующие отличительные особенности.

Во-первых, ярко выраженный научный потенциал, который определяет превосходство всех обучающих программ ВШФМ по качеству и содержанию. Его наличие, а также динамичное и непрерывное развитие научных исследований, позволяют говорить сегодня о лидерстве нашей школы в подготовке финансовых менеджеров, финансовых руководителей, в том числе – финансовых директоров. ВШФМ за время своего существования стала диктовать основные направления подготовки и переподготовки профессионалов, управляющих финансами. Неслучайно, именно нашей школе была поручена непростая задача, над которой мы начали работать в 2017 году, – разработка квалификационных требований и национальных профессиональных стандартов для широкого круга финансовых менеджеров и финансовых руководителей, включая финансовых директоров.

Во-вторых, ВШФМ обладает уникальными знаниями в области корпоративных финансов и интегрированного финансового менеджмента. Она разрабатывает и внедряет в практику новейшие управленческие алгоритмы и технологии, позволяющие проводить системное финансовое моделирование и выстраивать правила вычислительных финансов.

Executive.ru: Какие главные акценты в образовательном контенте делает ВШМФ?

Е.Л.: За последние годы в систему подготовки финансовых руководителей и финансовых менеджеров были инсталлированы: риск-менеджмент (теория и практика), финансовая математика продвинутого уровня, риск-ориентированный менеджмент, менеджмент, ориентированный на приращение корпоративной ценности. Вот уже два года формируется новое направление подготовки финансовых руководителей и менеджеров, а именно – внутренний контроль и аудит, в котором органично сочетаются такие курсы, как корпоративное управление, корпоративные финансы, управление рисками, включая управление рисками мошенничества, международные стандарты финансовой отчетности, финансовый учет в формате РСБУ, международные и внутренние стандарты аудита.

С 2017 года во всех программах ВШФМ открывается новый курс по менеджменту. Речь идет о стандартах качества менеджмента – как международных, так и национальных. Постепенно тем самым формируются емкие, но формализованные представления о менеджменте, его возможностях в повышении эффективности управленческих решений. Вот уже три года читается уникальный в своем роде курс по международным стандартам финансовой этики.

В-третьих, в ВШФМ уже много лет формируется электронная библиотека, куда входят учебники, монографии и научные статьи. Среди них, прежде всего, авторские работы преподавателей школы. Одновременно студентам и слушателям предоставляется широкая возможность пользоваться лучшими учебниками, по которым учат финансовых менеджеров в самых известных университетах мира.

Большое подспорье в обучении – архив школы, в котором собраны выпускные проекты, дипломные работы, магистерские диссертации за 20 лет. Чаще всего они посвящены проблемам управления финансами на конкретных российских предприятиях. Знакомство с ними помогает студентам и слушателям за непродолжительное время изучить реальные проблемы компаний.

С 2017 года начинает функционировать модуль «Финансовая модель корпоративной социальной ответственности», который охватывает международные стандарты качества менеджмента, принципы деловой и финансовой этики, а также теорию агентских конфликтов.

Executive.ru: Какие образовательные форматы предлагает школа?

Е.Л.: Самые разнообразные. За годы существования ВШФМ применялись и до сих пор применяются практически все известные формы обучения. Безусловно, это касается, прежде всего, программ МВА и ЕМВА. Основные наши форматы – вечерний и модульный, предполагающие одинаковое количество контактных часов и одинаковые требования к слушателям. Это самые старые и традиционные учебные формы.

На вечерней программе МВА «Финансы» учатся москвичи (два вечера в будни плюс суббота). Модульная форма (четыре-пять сессий в год по две недели) популярна среди слушателей из разных регионов России – от Калининграда до Находки.

Программа Executive МВА, посвященная стратегическим финансам и управлению капиталом, реализуется в режиме: три дня (пятница, суббота, воскресенье) плюс один раз в месяц.

Читайте продолжение на Executive.ru