Космический стартап: как это сегодня делается в России

Алексей Макурин

Частная компания «Космокурс» проектирует ракетно-космический комплекс, чтобы в 2021 году отправить в суборбитальный полет туристов. Как управляется необычный проект?

Основателю SpaceX Илону Маску понадобилось десять лет, чтобы в 2012 году к МКС пристыковался первый в мире частный космический грузовик Dragon. Испытание корабля для туристов, который десять лет создавала компания Ричарда Брэнсона Virgin Galactic, в 2014 году закончилось катастрофой. Джефф Безос работает над альтернативным туристическим проектом Blue Origin c 2000 года. И пока успешная точка в нем не поставлена.

Российская компания «Космокурс» вступила в соревнование частных космических программ позже других – в 2014 году. Так же, как Virgin Galactic и Blue Origin, она разрабатывает комплекс для суборбитальных туристических полетов. И планирует пройти путь от идеи до старта быстрее своих конкурентов. На чем базируется такой план? Какие технологии и управленческие преимущества частной компании делают его реалистичным? И какие проблемы могут помешать его осуществлению? Соучредитель и генеральный директор «Космокурса» Павел Пушкин рассказал об этом Executive.ru.

Executive.ru: На сайте «Обещания.Ru» вывешен ваш прогноз: первый турист полетит на корабле «Космокурса» в 2020 году. И рядом – результаты голосования: верите, или нет? 46% посетителей сайта не верят. Что бы вы им ответили?

Павел Пушкин: Тут на самом деле два вопроса: верите, что мы вообще что-то сделаем, или что сделаем в 2020 году. В 2020 год я сам уже не верю. Мы перенесли первый старт на 2021-й. А если люди в принципе в нас не верят – то это часто те, которые считают, что сегодня в России вообще ничто не возможно. Я с такими общаюсь часто. И причем у них не к технике претензии, а по сути: вот великий Сергей Королев мог, вот СССР мог, а мы нет.

Но у нас и в советское время были проекты, которые закрывались в том числе потому, что в них не было веры. Часто вспоминают о разработке сверхтяжелой ракеты Н-1, которая должна была стать нашим ответом ракете «Сатурн», доставившей американцев на Луну. Эту программу закрыли после серии неудачных пусков и конфликтов между руководителями ведущих конструкторских бюро Василием Мишиным и Валентином Глушко. Мы решили, что после американцев нам на Луне делать нечего. Хотя двигатели К-33, сделанные для той ракеты, оказались настолько надежными, что, простояв десятилетия в ангаре, летают до сих пор.

Читайте продолжение на Executive.ru