Рынок аудита: почему без специализации нет перспектив

2 September 2017

Рынок аудита: почему без специализации нет перспектив

Максим Скороходов

Аудиторский бизнес в России ждет укрупнение. Кто сохранит свои позиции, кроме компаний «большой четверки»?

Сегмент аудита бухгалтерской отчетности, начиная с 2012-2013 годов, в России стагнирует. С одной стороны, серьезной проблемой является ценовой демпинг – в первую очередь, со стороны небольших или вновь выходящих на рынок аудиторских компаний. С другой стороны, в России у большинства пользователей отчетности (инвесторов, банков, контрагентов) по сути не сформировалось осознанной потребности в получении подтверждения данных о финансовых показателях того или иного предприятия со стороны независимого эксперта – аудитора. Это отличает нашу ситуацию от той, которая стала рутинной в странах с развитой экономикой.

Именно поэтому большинство аудиторских компаний активно предлагают расширенный спектр услуг в области консалтинга, связанных как с регламентированным (бухгалтерским, налоговым), так и с оперативным или управленческим учетом.

По данным ренкинга международной группы RAEX «Эксперт РА» за 2015 год, на долю самых крупных аудиторских организаций (компаний «большой четверки») приходится более 47 млрд рублей отечественного рынка. При этом доход десяти крупнейших компаний исчисляется суммой, превышающей 100 млрд рублей в год.

Основными клиентами big 4 остаются либо российские подразделения ведущих иностранных корпораций, либо крупные российские компании, активно привлекающие финансирование за рубежом. Они просто обязаны по правилам этих торговых площадок или инвестбанков прикладывать к публикуемой отчетности заключение аудитора из «большой четверки». И с этим вряд ли что-то можно поделать в ближайшие годы.

Зато многочисленные предприятия среднего бизнеса с иностранным участием активно пользуются альтернативными решениями. Большинство крупных российских аудиторских фирм являются членами международных аудиторских сетей и выданные ими заключения признаются пользователями в иностранных юрисдикциях.

Может быть, поэтому нет оснований говорить о единоличном лидере среди российских аудиторских компаний. Потенциальному заказчику аудита и сопутствующих услуг целесообразно скорее исходить из бизнес-задач, которые он хочет решить с помощью аудитора. Речь просто об обязательном аудите? Либо есть дополнительные проблемы в области налогообложения, предотвращения злоупотреблений отдельных лиц и контрагентов, в области защиты инвестиций?

Специализация как стратегия

Даже крупнейшие российские аудиторские компании имеют достаточно выраженную специализацию или отдельные компетенции, в которых их экспертиза наиболее сильна. Например, компания «БДО Юникон» активно работает с предприятиями с иностранным участием, которые пытаются снизить расходы на аудит отчетности по МСФО, поменяв аудитора из «большой четверки» на российского, состоящего в международной сети.

Читайте продолжение на Executive.ru