Лучший метод воспитания ребёнка

Вопросы общения с детьми и создания у них правильных моделей поведения тревожат родителей из поколения в поколение. Существует множество подходов к воспитанию, но наиболее известным и широко применяющимся остается тот, что основывается на управлении поведением ребенка.

Существуют четыре основных принципа выработки нужных стратегий поведения у личности на основе её поступков. Сформированы они были еще в первой половине прошлого столетия, а основателем концепции считается американский психолог Скиннер Б.Ф.  В основу подхода легли положительные и отрицательные подкрепления, а также наказание и игнорирование. Последние два действия направлены на снижение вероятности повторения какого-либо поступка. Подкрепления отрицательные и положительные напротив стимулируют к воспроизведению каких-либо действий. Рассмотрим эти два метода подробнее.  

Положительные подкрепления

Целью этого метода является необходимость стимулировать ребенка к повторению того поведения, которое родитель или педагог считает правильным. Базируется подход на простых психологических постулатах.

  • Повторяется, когда запоминается.
  • Лучше остается в памяти то, что сопровождается хорошими, приятными последствиями.

Именно поэтому важным элементом подобного подхода является поощрение. Оно может быть двух типов:

  • материальное;
  • моральное.

В первом случае источником приятных эмоций становится обладание какой-либо вещью (велосипед, кукла и т.д.), организация важного события (поход в цирк, кино и прочее). Моральное поощрение включает в себя такие виды одобрения, как комплимент, похвала, ласковое прикосновение и многое другое.

Нематериальное подкрепеление способствует тому, что ребенок захочет снова и снова воспроизводить то действие, которое вызвало одобрение старших. Но если этого оказывается недостаточным, существует глубокая привычка, которую необходимо полностью исключить, можно использовать материальное поощрение. Единственное условие, которое должно быть при том соблюдено — такое подкрепление не может быть в форме “взятки” или попытки купить хорошее поведение. Не стоит идти на сделки с ребенком. При использовании материального поощрения достаточно просто объяснить, почему он сможет обладать чем-то желанным, если примет нужную модель поведения. Так создается здоровая система ценностей.

Отрицательные подкрепления

Не стоит этот вид мотивации путать с наказанием. Отрицательное подкрепление выражается в неприятном для ребенка событии, которое является обязательным следствием его поступков. В желании избежать негативного развития ситуации, человек меняет свое поведение. Чтобы применить этот метод, стоит показать ребенку какие последствия наступят в результате его поведения, и почему они неизбежны.

Часто подобный подход используется некорректно, а результат становится равно противоположным. Ребенок, проявляя упрямство и упорство в своем непослушании, получает одни и те же действия со стороны родителей: гнев и негодование. В итоге эта модель закрепляется как способ воспитания. Чтобы этого избежать, стоит с детьми разговаривать в спокойной обстановке, не спорить с ними, стараться детально разобраться в каждой из сложившихся ситуаций. Тогда вы исключите деструктивное подкрепление по отношению к ребенку.