В техническом университете Барнаула прошла олимпиада по робототехнике

09.04.2018

На базе технического университета прошла ежегодная региональная олимпиада по робототехнике, сообщает Вечерний Барнаул. На олимпиаде по робототехнике свои творения представили детсадовцы, школьники и студенты.

С детсада

Восьмая региональная олимпиада по робототехнике привнесла несколько новшеств в уже традиционные соревнования юных инженеров. Общая тенденция – усложнение заданий. В младшей группе это отразилось на возрасте участников – в этом году впервые была введена отдельная категория для дошкольников. Раньше детские сады выдвигали по одной-две команды и их отправляли в одну группу, к первоклашкам. В этом году детсадовских команд уже десять.

- В этой возрастной группе выступают ребятишки пяти-шести лет, – рассказывает Светлана Ерёмина, председатель жюри категории Lego Wedo. – Они собирают робота по инструкции из набора Lego Wedo, и в качестве дополнительного задания, со звездочкой, им предлагается внести что-то свое в программу. Сегодня они должны собрать льва, который будет реагировать на датчик наклона. Если помахать перед ним датчиком-косточкой, то лев встанет, зарычит, затем сядет и уснет. При выполнении дополнительного задания дети, возможно, добавят другой датчик, звуки. Например, лев может реагировать на проходящего мимо человека с помощью датчика движения.

Екатерина Пузырная, педагог детского сада №261 «Истоки», ведет занятия по робототехнике у нескольких групп. Уроки факультативные и распланированы так, чтобы научить детей пользоваться компьютером без вреда для здоровья.

- Занятия идут не более 30 минут, и каждый урок разбит на две части, с перерывом для отдыха глаз. Пятилетки собирают модели без программ, программирование для них еще тяжело, – отмечает Екатерина Алексеевна. – В третьем-пятом классах дети вырастают из стандартного набора, и из того конструктора, который есть у них дома, они придумывают свои модели, оживляя их деталями из набора для робототехники.

Усложнение заданий идет постепенно. Так, первоклассникам выдают незнакомую инструкцию, которой нет в наборе. Пятиклассники собирают разводные мосты, открывающиеся при срабатывании датчика расстояния. А старшие школьники готовят к соревнованиям роботов-футболистов и умных роботов-транспортировщиков.

Грузчики и футболисты

Соревнования на краевой олимпиаде из года в год остаются похожими: роботы ездят по извилистой черной дорожке, расставляют по полю цветные кубики, это им предстоит и сегодня. Но так как школьники осваивают робототехнику все увереннее, то вместо уже привычных дорожек мы видим «Черную линию» с препятствиями, «Перевозчика», усложненную «Сортировку», приближенную к всероссийской олимпиаде Если участник справился с задачей по программированию, то выезд робота на сортировку выглядит так. Сначала робот подъезжает к разноцветным кубикам, стоящим на разноцветных панелях, запоминает их. Из зоны погрузки он берет большие кубики нужных оттенков и развозит их по клеткам поля, соответствующим цветам панелей, что робот запомнил в самом начале. Вы уже запутались? А роботы проходят испытание на отлично.

С нетерпением ждут ребята матч по робофутболу. Механические спортсмены играют под чутким руководством тренеров, т.е. своих создателей, которые сидят вокруг футбольного поля с пультами управления. На поле, в отличие от человеческого футбола, не 22 игрока, а всего шесть – по три в каждой команде, и формируются они прямо на соревновании путем жеребьевки. Так что сыгрываться приходится быстро, тактику продумывать некогда. Вот где проявляется характер бойцов и их умение работать в команде!

«Танцы недля меня»

- У нас в кружке по робототехнике даже больше девочек, чем мальчиков! – рассказывают ученицы гимназии №42 Соня Ведеманова и Ксюша Шавленко.

На краевых соревнованиях девичья команда скорее исключение, чем правило, но девчонки уверены в своих силах.

 - Когда мне было лет пять, я показывала младшему брату, как строить дома из кубиков, – говорит третьеклассница Соня. – Когда мы подросли, то стали мелкий конструктор собирать. Сейчас ему шесть, он в первый класс ходит. И мы всегда после школы, когда все уроки сделаем, играем в конструкторы. Поэтому когда в школе предлагали, в какой кружок пойти – на робототехнику, танцы или в театральный, я подумала, что танцы – это не для меня, а вот роботы – в самый раз.

Пока я общаюсь с участниками олимпиады, знакомлюсь с еще одним парнем, Олегом. Рослый, с широкими скулами, крайне неразговорчивый. Олег – робот. Ноги ему собрали всего неделю назад, и ходить он еще не научился, приходится опираться на Егора Кошкина, второкурсника энергетического факультета АлтГТУ, который принимал участие в создании Олега, а теперь сопровождает его и знакомит с детьми:

- Мы демонстрировали Олега на «Электронной неделе на Алтае», тогда он был готов только до пояса. Он стоял на столе, поворачивал голову, здоровался, двигал челюстями, глазами, руками. Пальцы мы не стали подключать, потому что тогда руки стали бы тяжелыми и Олег не смог бы их поднять, – поясняет Егор. – Сейчас мы временно отключили функционал, потому что работаем над ногами. В планах – усилить конструкцию, чтобы он надежно стоял сам. Возможно, мы установим ему гироскоп, чтобы Олег мог контролировать свои движения и не падать.