Как на самом деле расшифровывается название «Нива»

40 лет назад в СССР был выпущен первый серийный ВАЗ-2121 «Нива». Машине «для села» суждено было стать первым кроссовером в мире и единственным советским автомобилем, внесшим неоценимый вклад в развитие международного автопрома. Мы собрали самые интересные факты из биографии «именинницы».

1. Еще в начале 70-х по распоряжению председателя Совмина СССР Алексея Косыгина конструкторы стали модифицировать «Жигули» для езды по бездорожью. Изначально планировалось кое-что изменить, но в процессе было решено сделать принципиально новую машину. «Нива» появилась за три года до выхода первой полноприводной Audi. Появление первого по сути кроссовера стало новым этапом в мировом развитии джипов.

2. Работа над созданием народного автомобиля продолжалась в течение семи лет. Первый неказистый экземпляр 1972 года назвали «Крокодилом», но убедились в перспективности новой конструкции.

3. Сбор первых 50 экспериментальных «Нив» в феврале 1976 года приурочили к XXV съезду КПСС. Конструкторы АвтоВАЗа разрушили все мировые стереотипы о джипах – у машины был жесткий, но комфортабельный металлический кузов, неотключаемый полный привод и независимая подвеска. Опытная партия прошла жесткие испытания на бездорожье и в пустыне Средней Азии, горах Урала и Кавказа, северных районах страны.

4. Машину назвали в честь детей ее создателей. Свое имя «Нива» получила благодаря сложению первых букв имен дочерей начальника конструкторского бюро Петра Прусова - Наташи и Иры - и сыновей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьёва - Вадима и Андрея.

5. Стоила первая «Нива» прилично - 9 тысяч рублей, на 600 рублей дешевле представительской «Волги». Но «достать» автомобиль было практически невозможно: 80% «Нив» экспортировали, а остальные 20% автоматически становились дефицитом.

6. Экспортный вариант «Нивы» был не похож на отечественный образец.

В ярких машинах с высокой крышей, молдингами, литыми дугами и дисками, евробагажниками, складными задними и анатомическими передними сиденьями, панорамными зеркалами, задними дворниками, люком, специальной решеткой радиатора и каркасами безопасности автомобилисты СССР и не узнали бы родную сельскую простушку.

Пикап на базе «Нивы», сделанный европейской тюнинговой фирмой.
Пикап на базе «Нивы», сделанный европейской тюнинговой фирмой.

О выносливости конструкции советского внедорожника за границей ходили легенды. В странах Восточной Европы ее можно было купить строго в порядке очереди, а в Бельгии или Великобритании только по предварительной записи, и ее стоимость доходила до 16 тысяч в рублевом эквиваленте

В европейских странах на покупку «Нивы» записывались в очередь.
В европейских странах на покупку «Нивы» записывались в очередь.

7. Тольяттинский внедорожник до сих пор является единственной российской машиной, продаваемой в Японии. В годы перестройки конструктор проекта «ВАЗ-2121» Прусов получил в подарок от конструкторов «Сузуки Витара» рекламный проспект с подписью «Крестному отцу». Успешные продажи кроссовера в ста странах мира и его сборка в шести из них - Эквадоре, Канаде, Греции, Бразилии, Чили и Панаме - стали лучшей рекламой советского автопрома.

8. «Нива» поставила несколько высокогорных рекордов и трижды покорила Северный полюс. В 1998 году ее сбросили с вертолета на макушке Земли, после чего она завелась и довезла исследователей до пункта назначения. На рубеже веков снегоболотоход «Лада-Нива-Марш» два раза проехал по Северному полюсу. В 90-х внедорожник обычной комплектации за 15 лет в Антарктиде наездила 11800 км по абсолютному бездорожью при температуре до -54 С.

Автомобили исследователей из других стран выдерживали в таких условиях 2-3 года.
Автомобили исследователей из других стран выдерживали в таких условиях 2-3 года.

В 1998 году «Нива» сумела взобраться на Эверест, где взяла высоту в 5200 метров, а в 1999-м поднялась в Гималаи на 5726 метров.

9. В 80-е «Нива» была звездой мирового автоспорта. Вот список ее самых громких побед: 1981 год – золото на ралли «Тунис» и ралли «Алжир»; 1982 год –первое место в египетском «Ралли Фараонов», первое место на ралли в Алжире; 1983 год - второе место «Париж-Дакар»; 1984 год – золото, серебро и бронза на «Ралли Фараонов» в Египте; 1985 год - победа на ралли «Камерун», «Алжир», триал «Вэлли» (Новая Зеландия), ралли-рейд «Маквей-1000» (Австралия); 1986 год – золото, серебро и бронза «Вин-сафари» (Австралия).

Прототип амфибии можно увидеть в Рязанском военном автомобильном музее.
Прототип амфибии можно увидеть в Рязанском военном автомобильном музее.

10. Созданную для спецслужб амфибию ВАЗ-2122 с радостью использовали бы и рыболовы, и охотники, но после испытаний проект был заморожен из-за отказа министра обороны Устинова выделить средства на серийное производство.

По заказу Юрия Никулина для номера «Ехали медведи» сделали необычную «артистку».
По заказу Юрия Никулина для номера «Ехали медведи» сделали необычную «артистку».

А самой оригинальной модификацией стал кабриолет на базе «Нивы-Форы» ВАЗ-212180, выпущенный для цирка на Цветном бульваре.

АВТОР: Горяшкиева Ирина для eg.ru