ЕКАТЕРИНBOOK: четкая читка Уралмаша

17 September 2018

Куда ведет потайной тоннель из Белой башни? Как в баню попали котлы с парохода «Федор Достоевский»? Чьи останки покоились в кубическом мавзолее на площади Первой пятилетки? Продолжаем серию экскурсий по городу.

В 1923 году Екатеринбург, уездный город Пермской губернии, становится столицей огромной Уральской области — сегодня границы этой территории примерно повторяет Уральский федеральный округ. В город едет огромное количество людей, начинается масштабное строительство.

Слева на схеме — план Екатеринбурга 1900 года. На нем фактически весь город находится в границах своего исторического центра (он ограничен будущими улицами Московской с запада, Восточной с востока, Фурманова с юга и Челюскинцев с севера). Справа схема «большого Свердловска» — на ней к городу присоединена территория Верх-Исетского завода, на востоке планируется кампус для высших технических учебных заведений — ВТУЗ городок, а на севере завод-гигант Уралмашинстрой и соцгород для его работников. Два эти района — две стороны одной медали: наука и производство должны были снова сделать Свердловск промышленной столицей региона. Сегодня мы поговорим об Уралмаше.

Пожалуй, Уралмаш — это самый знаменитый за пределами Екатеринбурга нецентральный его район. Современный Уралмаш, а тем более район 90-х имеет противоречивую славу, с которой нам еще предстоит поработать и превратить ее из разнородных баек в миф своего времени. Сегодня я бы хотела остановиться на прошлом и рассказать вам об истории строительства соцгорода.

Огонь, вода, железные рельсы

Строительство Уралмаша планировалось севернее границы города на 3,5 километра, немного в стороне от Верхотурского тракта (ныне проспект Космонавтов). Такое расположение было выбрано вовсе не случайно: будущий завод находился между тремя важными источниками ресурсов — железной дорогой, водой и мощным источником электрической энергии. На тот момент воды, канализации и электричества не было и в самом Екатеринбурге/Свердловске, так что все инженерные сети появлялись одновременно и на территории завода, и в городе.

Красный треугольник - старый Уралмаш
Красный треугольник - старый Уралмаш

На современной карте Екатеринбурга хорошо видно треугольник старого Уралмаша. Он расположен за железнодорожными путями, проходившими тогда по северной границе города (обозначены красным пунктиром). Железная дорога обеспечивала завод сырьем, кроме того, она была необходима для транспортировки продукции за пределы завода и внутри него.

Севернее территории соцгорода расположено озеро Шувакиш (обозначено синим пунктиром). Оно стало источником воды для района и завода почти на 30 лет. В 1928 году, когда началось строительство Уралмаша, в Свердловске все еще не было городского водопровода, его строительство началось в 1929. Так что поселок и завод были спроектированы с собственным независимым водоснабжением.

Третьей важной инженерной коммуникацией стало электричество. Желтым пунктиром обозначена самая большая в городе электростанция, построенная в конце 1920-х годов на Малоконном полуострове, вблизи Сухореченского торфяника, обеспечивающего ее топливом. Тогда электростанция носила имя Рыкова, а позже — Куйбышева. В черте города на тот момент была расположена только небольшая дореволюционная электростанция «Луч», обеспечивающая уличное освещение.

Электричество

Современный вид электростанции им. Куйбышева на Малоконном полуострове
Современный вид электростанции им. Куйбышева на Малоконном полуострове

Хотя электростанцию построили в самом начале пятилеток, ее облик совершенно дореволюционный: краснокирпичное здание и не пахнет конструктивизмом. Сегодня электростанция не функционирует, в строении размещаются мастерские, и оно медленно приходит в упадок. А когда-то мощности станции хватало, чтобы обеспечить энергией весь Свердловск,насосную станцию свердловского водопровода, построенную здесь же,на Малоконном, и еще оставалось для того, чтобы подключить соцгород и завод Уралмаш.

Одна проблема — строителям Уралмаша предстояло каким-то образом протянуть сеть с одного берега Верх-Исетского пруда на другой. Возможности поставить высотные опоры по берегам (как они стоят сейчас) у строителей не было. Поэтому электричество нужно было подвести по нескольким десяткам опор, установленных прямо в пруду.

Панорама Верх-Исетского пруда и вид на электростанцию
Панорама Верх-Исетского пруда и вид на электростанцию

На фото видны так называемые «тепляки» — временные сооружения над железобетонными фундаментами. Способ создания основы для опоры технологически был очень сложен. Зимой на пруду вырубали лед до дна,в ледяной «стакан» ставили деревянную опалубку, и в нее заливали фундамент. Поскольку бетон не твердеет правильно при отрицательной температуре, над каждым «стаканом» устанавливали «тепляк» — домик,внутри которого поддерживалась плюсовая температура.

Сложно поверить, но для подключения Уралмаша к электричеству использовали водолазов — они проверяли качество опор и ход работ подо льдом.

Сегодня над Верх-Исеткским прудом проходит линия электропередач,которая покоится на двух опорах, установленных по берегам. Однако следы старой линии тоже можно найти — прогуливаясь на лодке или яхте по пруду в районе острова Баран, у самой поверхности воды можно увидеть железобетонные блоки — те самые фундаменты.

Вода

Развалины насосной станции на берегу Шувакиша
Развалины насосной станции на берегу Шувакиша

Чтобы обеспечить соцгород и завод водой, на берегу озера Шувакиш установили насосные станции. Они подавали воду в водонапорную башню соцгорода, которая дальше распределяла ее по жилым домам и передавала на еще одну водонапорную башню, находившуюся на территории завода.

Водонапорные башни всегда проектировали на самом высоком месте. Башня соцгорода также завершала собой одну из его центральных улиц, являясь своеобразным символом новой индустриальной культуры. На ее проект был объявлен архитектурный конкурс среди специалистов Уралмашинстроя.

Проект Моисея Вениаминовича Рейшера
Проект Моисея Вениаминовича Рейшера

По легенде проект из двух листов вчерашний студент Томского архитектурного института создал за одну ночь — от основной работы конкурсантов никто не освобождал. На проекте башня имеет всего две«ноги» — опоры, зато внутри запроектирована остановка общественного транспорта и газетный киоск, а на крыше — смотровая площадка. При подготовке рабочей документации у башни «выросло» еще две ноги, а при вводе в эксплуатацию исчезли общественные функции — башня была стратегически важным объектом для жилого района и завода, и посторонним вход был строго воспрещен.

Строительство Белой башни
Строительство Белой башни

При строительстве башни активно использовался монолитный железобетон — новая для Урала технология, которую активно применяли и при строительстве цехов Уралмашзавода.

Снимок от 14.12.31 считается первым фото Белой башни
Снимок от 14.12.31 считается первым фото Белой башни

Сегодня Белая башня является одним из главных символов района. Ее расположение на горке в перспективе улиц делает ее заметной, несмотря на подбирающуюся застройку. Однако водопровод Уралмаша имеет еще одно, настолько же грандиозное сооружение, которое остается скрытым от глаз. Это инженерный тоннель под всем соцгородом и заводом.

Тоннель соорудили для прокладки всех инженерных коммуникаций через территорию соцгорода к заводу еще до строительства основных зданий и улиц. Сегодня тоннель также существует, правда, по уверению диггеров, под проходной он перекрыт решеткой, и из города на завод теперь не пройти. Старожилы утверждают, что он начинается в Белой башне. Вход в него оттуда пока не найден, невзирая на два субботника, проведенных в подвале.

Под сводами Уралмашевского тоннеля
Под сводами Уралмашевского тоннеля

Первостроители

Сегодня Уралмаш — это не только музей архитектуры первых пятилеток,но и район с совершенно необычным сообществом, отличающемся и отличающим себя от других жителей Екатеринбурга. Корни этой обособленности стоит искать в истории строительства. В начале 1930-х годов сюда на поиски новой жизни рекрутировали сотни людей со всех уголков новой страны. На строительство попали отчаянные, авантюрные, верящие в светлое будущее люди. В основном это были крестьяне, стремящиеся выбраться из колхозов, молодые специалисты и намеренные строить новый мир. Уралмаш — это внутренняя Америка Екатеринбурга.

Специалисты, инженеры и архитекторы жили в Свердловске и ходили на работу пешком. Только у главного инженера и директора была одна машина на двоих. Простым строителям и вовсе не предоставлялось никакого угла. Первое жилье, появившееся на территории соцгорода, — это землянки,выкопанные первостроителями.

Чтобы образовать людей, научить их работать и поделиться новостями и достижениями строительства была учреждена газета «За тяжелое машиностроение». Она преодолела все перипетии времени и выпускается до сих пор как внутреннее корпоративное издание завода.

Идеология соцгорода

Планировалось, что на Уралмаше будут в три смены работать несколько десятков тысяч человек. Все они должны были одновременно зайти на завод и одновременно выйти с него. План соцгорода представлял собой схему самых коротких маршрутов ежедневного передвижения рабочих — пять лучей,расходящихся от проходной, и прямоугольную сетку, повернутую под углом 45 градусов к основной оси. Из-за этого в структуре соцгорода есть немало треугольных кварталов, которые до сих пор не могут уложиться в сознание жителей прямоугольного Екатеринбурга. Сегодня на Уралмаше больше, чем городские пешеходы, блуждают только городские автомобилисты.

Также в районе есть как минимум два перекрестка из пяти улиц. При этом некоторые из них имеют одностороннее движение. Важной особенностью соцгрода является то, что он спланирован именно как город — в нем сразу была заложена вся необходимая, очень развитая инфраструктура.

Генплан соцгорода 50-х годов
Генплан соцгорода 50-х годов

На плане красным обозначены объекты, связанные со здоровьем (1 — баня,2 — больница, 3 — спортивное ядро, 4 — детская больница), желтым — связанные с обучением (1 — ФЗУ, 2 и 3 — школы), сиреневым —«развлекательные центры» (1- дом культуры, 2 — кинотеатр). Зеленым выделен персональный летний сад Уралмаша.

Баня (ул. XXII партсъезда, 6)

Один из немногих объектов конструктивизма в нашем городе, ни разу не поменявший своей функции: в здании по-прежнему находится банно-прачечный комплекс. Интересно, что сначала для оснащения бани использовались паровые котлы, снятые с парохода «Федор Достоевский». Позже от них все же отказались и стали подавать пар прямиком с заводской ТЭЦ.

Больница (ул. XXII партсъезда, 15а, утрачена)

Под больничный городок зарезервировали целую ячейку в структуре генплана. К сожалению, несколько лет назад комплекс был закрыт, а позже снесен.

Стадион (ул. Фестивальная)

Новая футбольная арена около «нового ДК» на Уралмаше
Новая футбольная арена около «нового ДК» на Уралмаше

Спортивное ядро было заложено при самом основании Уралмаша. Недавно стадион претерпел масштабную реконструкцию. По воспоминаниям старожилов, спортивный объект играл важную роль — на нем сражались футбольные команды цехов и отделов. Сегодня это «домашний» стадион единственного в нашем городе профессионального футбольного клуба «Урал».

ФЗУ (ул. Машиностроителей, 13)

Бывшее здание ФЗУ на дальнем плане справа
Бывшее здание ФЗУ на дальнем плане справа

Сейчас здесь располагается промышленно-технологический техникум. Здание сильно перестроено.

Школа № 22 (ул. Красных партизан,4)

Лепные книги сохранились на фасаде до сих пор
Лепные книги сохранились на фасаде до сих пор

Это старейшая школа района. Здание представляет образец необычного конструктивизма — главный вход украшен двумя барельефами,изображающими книги. Три нижних книги имеют названия Маркс, Энгельс,Ленин. А вот четвертая, стоящая над ними, называется КПСС. Это анахронизм, поскольку в 1933 году, когда школа была сдана, такой книги быть не могло — КПСС не существовало, партия называлась ВКП (б). Самая распространенная версия о том, что верхняя книга имела название «Сталин».

В школе есть музей, посвященный ее истории. В 80-е к историческому зданию пристроили еще один корпус, а в 2000-е школа претерпела масштабную реконструкцию.

Дом Культуры (бульвар Культуры, 3)

Старое фото «старого ДК»
Старое фото «старого ДК»

Изначально здание ДК строили как огромную фабрику-кухню для всего района. Однако вскоре стало понятно, что перемещение рабочих на обед и с обеда — огромная трата времени. Поэтому каждый цех получил свою столовую, а здание переоборудовали в дом культуры.

Дом культуры носил много названий — ДК имени Сталина, дом культуры школьников. Сегодня это Центр культуры «Орджоникидзевский», хотя многим он известен под названием «Старый ДК Уралмаш». Эта культурная площадка работает без перерывов с момента своего открытия и сегодня является наследником многих старых традиций и центром старого сообщества Уралмаша. О необычной судьбе здание мы рассказывали ранее.

Кинотеатр «Темп» (ул. XXII партсъезда, 10)

«Темп» в молодости
«Темп» в молодости

Первый звуковой кинотеатр в Свердловске был открыт на Уралмаше. Зрители съезжались на сеансы со всего города. Перед показом фильма в холле играл оркестр, работал буфет. В 90-е годы в здании была дискотека, с начала 2000-х оно пустовало. Несколько лет назад здесь случилась серия пожаров. Сегодня легендарный кинотеатр, к сожалению, представляет из себя руину.

Фактически все вышеперечисленные объекты инфраструктуры, кроме кинотеатра, были построены в первые пятилетки. Вдумайтесь: за десять лет на месте соснового леса вырос поселок со всей необходимой инфраструктурой. И хоть его жилищный фонд представлял собой в основном бараки и каркасные дома, в плане общего быта первостроители Уралмаша были обеспечены всем необходимым.

Площадь Первой пятилетки

Центральным пространством района является предзаводская площадь,носящая имя Первой пятилетки. На ней расположены самые важные и определяющие здания района.

Вид на площадь с крыши заводоуправления
Вид на площадь с крыши заводоуправления

По центру фотографии в перспективу уходит улица Ильича (фамильярное название, появившееся оттого, что в Свердловске уже был проспект Ленина), справа — существующее и сегодня трамвайное кольцо, слева — трибуна и памятник Ленину с портретом Сталина.

План площади: 1 — проходная, 2 — лаборатория, 3 — заводоуправление, 4 — дом профтехучебы, 5 — гостиница «Мадрид»
План площади: 1 — проходная, 2 — лаборатория, 3 — заводоуправление, 4 — дом профтехучебы, 5 — гостиница «Мадрид»

Проходная (ул. Машиностроителей,17)

На самом деле главная функция этого здания — отделить пространство завода и соцгорода, стать визуальным центром перспективы. Проходные — небольшие ворота, расположенные по сторонам от самого здания. Сегодня здесь расположен очень интересный музей истории УЗТМ, который я рекомендую всем.

Во времена пуска завода первый этаж проходной занимали… ясли. Декретных отпусков не существовало, родившим женщинам давался трехдневный выходной, и потом они возвращались на производство, оставляя своих новорожденных детей здесь. Работницы могли часто посещать детей в течение дня, кормить их, и сами они получали дополнительное питание — стакан молока.

Лаборатория (ул. Машиностроителей,13б)

Одно из первых зданий, построенных на площади — небольшое конструктивистское строение, кажется, до сих пор сохранило оригинальные окна.

Заводоуправление (ул. Машиностроителей, 19а)

По другую сторону от лаборатории на площади стоит огромное здание заводоуправления. Суровый столичный конструктивизм был дополнен еще одним корпусом в 70-е годы.

Дом техучебы (ул. Орджоникидзе, 1)

Долгое время на углу здания красовался портрет Ленина. После там поместили цифровой экран, теперь он демонтирован
Долгое время на углу здания красовался портрет Ленина. После там поместили цифровой экран, теперь он демонтирован

Гостиница «Мадрид» (ул. Машиностроителей, 4)

Гостиница «Мадрид» является примером обогащенного конструктивизма — активная объемная композиция «прикрыта» лепным декором по моде конца 30-х годов. Легенда гласит, что свое название гостиница получила на фоне гражданской войны в Испании. Это была одна из «не объявленных» войн, в которой вооруженные силы СССР неофициально принимали участие. Советский союз давал приют беженцам, часть из них, по легенде,размещалась в только что построенном здании гостиницы. Видимо,испанское общежитие посреди Уралмаша выглядело очень колоритно.

Это же памятник!

Памятники площади Первой пятилетки отражают непростую историю страны. Первым памятником, появившимся здесь, стал столп, который завершала фигура Ленина. Памятник и трибуны располагались в северной части площади, там, где от нее расходились лучи улиц.

Ленин-столпник
Ленин-столпник

Позже к статуе Ленина присоединился портрет Сталина. На фото — начало улицы Ильича за трибунами.

В конце 30-х на южной стороне площади, ближе к заводу, появился необычный куб. В нем были захоронены останки главного инженера и директора завода. Оба они, один за другим, были вызваны в Москву и умерли в гостинице при невыясненных обстоятельствах, их тела кремировали, а прах с почетом привезли на родину и захоронили на центральной площади завода.

Уралмашевский «мавзолей». На фото — памятник директору и главному инженеру, за ним в перспективу уходит бульвар Культуры
Уралмашевский «мавзолей». На фото — памятник директору и главному инженеру, за ним в перспективу уходит бульвар Культуры

Строители Уралмашзавода совершили настоящий подвиг, построив соцгород и завод за первую пятилетку, однако само производство к 1932 году запустить не удалось. Значительно позже, в конце 30-х годов, по этому факту прошла проверка, выявлены вредители, якобы осознано саботировавшие пуск завода. Первого директора и главного инженера посмертно обвинили во вредительстве. Куб с площади убрали, а урны успели спрятать неравнодушные уралмашевцы. Только после реабилитации обоих в конце 50-х урны вернули родственникам.

После развенчания культа личности Сталина одноименную улицу переименовали по имени Орджоникидзе, а на площади возвели его памятник. Надо сказать, что министр тяжелой промышленности бывал на Уралмаше и вступал на той самой площади с пламенными речами. Памятник Серго Орджоникидзе стоит на площади по сей день, с его постамента можно отлично разглядеть необычную перспективу сходящихся улиц.

Сегодня

Современный Уралмаш является заповедником архитектуры своего времени — пятиэтажные дома, утопающие в зелени помпезные общественные пространства. Это единственный в городе район, внутри которого ходит свой общественный транспорт — трамвай и троллейбус,которые вообще не выезжают за пределы. Громкая и негативная слава района,полученная им в 90-е годы, сейчас является предметом мифологизации и даже местами романтизации. С перестроечных времен город и завод не являются больше единым целым, поэтому району необходимо по-новому формулировать свою идентичность.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ и читайте другие истории о районах Екатеринбурга.