ПОД КОЛПАКОМ ЕКАТЕРИНБУРГА. Рассматриваем знаковые здания изнутри

Самые известные, но полные тайн: по нашей просьбе урбанист-любитель Александр Грабовский исследовал ратушу и цирк и разузнал, что скрывает в себе городской «будильник» и каково это — забраться под ажурный купол.

Самые узнаваемые объекты Екатеринбурга — они притягивают своей историей и тайнами, хранят память об ушедшем столетии. Пожалуй, многие задумывались о том, что кроется за нарядной внешностью, но попасть сюда может далеко не каждый. ЕТВ рассказывал, что скрывают башенки Екатеринбурга, и с тех пор не может оставить высоту, а вместе с ней — чувство свободы. Мы остановились на трех зданиях, которые могут быть визитной карточкой столицы Урала.

Молчаливые стражи города

Здание администрации Екатеринбурга — яркий пример советского неоклассицизма. Все знают ратушу, но не каждый знаком с ее удивительной историей. До революции 1917 года на месте будущего здания Горсовета располагался двухэтажный Новый Гостиный двор, построенный в конце XIX века. В 1930 году здание начали надстраивать, пока не получился пятиэтажный корпус Свердловского Горсовета, оформленный в стиле конструктивизма. Кроме разных городских организаций в нем помещались Партиздат и магазины.
В 1947 фасад здания изменился: на смену сухому конструктивизму пришли элементы барокко. Появились колонны, цокольная часть обросла гранитом. В 1954 году здание увенчали башней со шпилем и часами, которые возвели по проекту архитектора Моисея Рейшера. Именно такой мы и знаем теперь самую главную башню Екатеринбурга. Диаметр циферблата ее часов составляет 3,5 метра, длина минутной стрелки — 1,9 м.

Мы заглянули в башню, чтобы узнать, что же находится в помещении под часами. Шестой ярус пятиэтажной ратуши — это двухъярусный зал с колоннами и лепниной, посередине которого расположен круглый стол,кафедра и несколько диванов. Именно здесь проходят заседания градостроительного совета, который решает, быть или не быть тому или иному зданию построенным в Екатеринбурге.

Никогда бы не подумал, что внутри главной башни столицы Урала расположился зал совещаний: я с детства считал, что все пространство занимает часовой механизм городского «будильника». Чтобы подняться на балкон зала заседаний, нужно пройти по витой лесенке. По периметру второго яруса идут деревянные перила, а в проеме открывается вид сверху на круглый зал.

Еще выше ведет небольшая лесенка с крутыми ступенями и дальше — заветная дверца. Через нее можно попасть на балкончик, откуда нашему взору открывается малоизвестный вид на город. На каждую из четырех сторон башни ведет своя дверь. Это технический этаж, на котором хранятся несколько стульев и щитки электрорубильников. Выше располагается циферблат часов, к нему ведет железная винтовая лестница с люком. Отсюда видно молчаливых стражей города: женщина с книгой, шахтер, рабочий, колхозник тихо переглядываются с Лениным.

Бетонные кружева

Первый в городе цирк более сорока лет находился на углу улиц Куйбышева и Розы Люксембург. Деревянное здание, построенное в 1933 году, погибло при пожаре в 1976. Узнаваемое здание современного цирка возвели в 70-80-х годах двадцатого столетия, и с тех пор купол остается одним из самых видных объектов города, несмотря на обилие небоскребов.

«В семидесятые годы в СССР открывалось много цирков, в то время в стране их было около шестидесяти, и многие возводились по типовым, однообразным проектам, — рассказывает хранитель музейного фонда Александра Зарятдинова. — Для цирка в Свердловске решили найти какой-то оригинальный, неповторимый вариант. За основу взяли проект бразильского архитектора Оскара Нимейера. Фундамент заложили примерно в 1969 году, а открытие для партийной верхушки обкома и строителей состоялось 15 декабря 1979 года».

В бразильский проект внесли немало изменений, связанных с климатом и природными условиями Среднего Урала. Первым директором стал Феликс Лейцингер — ссыльный немец, который ранее активно участвовал в строительстве цирка в Нижнем Тагиле. В Екатеринбурге он сильно повлиял на процесс стройки, и именно благодаря ему здание приобрело тот вид, которым мы любуемся по сей день.

Наше путешествие на крышу начинается с самого первого этажа. С улицы строение смотрится не таким большим, так что даже не верится, что внутри умещается такое количество помещений. На последнем, третьем этаже — заветная дверь, которая ведет под железобетонные своды. Высота купола от самой нижней точки до верха — 52 метра. Сами своды выполнены, можно сказать, вручную: это плод ювелирного труда плотников, которые сооружали деревянную опалубку для монолитного железобетона особой марки.

Крыша покрыта рубероидом и ондулином. Ажурный решетчатый верх не только украшает здание, он несет в себе особую функцию: держит систему металлических тяг внутреннего рабочего купола, к которому крепится воздушная аппаратура. Каждая из сторон открывает новый, необычный вид на город.

Дочь башен

Одна из молодых башенок Екатеринбурга расположилась пересечении улиц Ленина и Маршала Жукова. Здание введено в эксплуатацию примерно в 2003 году, сейчас его населяют банк ВТБ и редакция газеты «Уральский рабочий». Башенка на углу, пожалуй, одна из самых молодых в Екатеринбурге. Ее окна с наружной стороны тонированы, так что стороннему наблюдателю никогда не узнать, что находится внутри. Однако ЕТВ путь везде открыт — и мы идем на разведку.

Чтобы попасть на первый ярус крыши, приходится пролезать через окно в коридоре: похоже, башенка не предназначена для частых посещений. Путь наверх лежит по лестнице, расположенной рядом с краем крыши. Скаты кровли округлые, оснащенные лесенками, ведущими на технические балкончики (здесь висит вывеска «Уральского рабочего»).

В самой башне пусто, свет затемнен тонированными окнами, в помещении только стоит деревянная скамейка да валяется строительный мусор. Отверстие в полу продолжает складная лестница, которая ведет в один из кабинетов, но сейчас она не используется. Башенка могла бы стать хорошим местом для корпоративов и праздников, но ее никогда не использовали.

Похоже, как и романтик Рейшер, современные архитекторы видят красоту в возвышенности, тогда как обитатели их построек вовсе не стремятся обживать поднебесные чертоги. Что тому причиной — неласковый порой уральский климат? Или проклятие сначала недостроенной, а потом эпично снесенной телебашни, которая годами высится над Екатеринбургом, зияя пустыми окнами? Как знать.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ